Апрель

Тихо и безмятежно несёт свои волны река Омь, несёт для того, что бы отдать их могучему Иртышу. Ещё интереснее вид который открывается с фрунзенского моста, который  соединил две старые улицы нашего города – Екатериненскую (ныне ул. Фрунзе) и  Семинарскую (ныне часть улицы Маршала Жукова).  Обводя  берега беглым взглядом, вы обязательно остановите свой взор на возвышающемся на левом берегу реки прекрасном храме, а звон его колоколов в вечерние и утренние часы напомнит Вам о начале службы. Издавна возведение храмов на Руси считалось богоугодным делом. Многие состоятельные люди не жалели ни сил  ни средств на строительство храмов Божиих.  Не стал исключением в этом плане и наш богоспасаемый Омский град. Свидетельство тому- история одного уцелевшего в годы  безбожных гонений храма, который в официальных епархиальных документах именуется  во имя Святой Великомученицы  Параскевы (Пятницы), а  молвой народной наречен он был Шкроевским.

Одной из самых известных купеческих фамилий, как в Омске, так и в Каинске (ныне г. Куйбышев Новосибирской области) позапрошлого века были Шкроевы. Основателем купеческой династии Шкроевых в Омске, вероятнее всего был Василий Никифорович (1820-1885) со своей женой Евдокией Кирилловной (?-1874). Именно он построил дом на Любинском проспекте (ныне здание под № 17 на ул. Ленина). После его смерти и погребения на Омском Казачьем кладбище семейный бизнес, а им являлась торговля мануфактурой, готовым платьем и обувью, равно как и сам дом в самом центре Омска, перешли в руки его сына, купца 2-й гильдии Григория Васильевича Шкроева (?-1897) и его жены Параскевы Панфиловны Шкроевой (1845-1906). Затем, семейное дело продолжили их сын, купец 1-й гильдии Степан Григорьевич Шкроев (?- 1910) вместе со своей супругой Татьяной Николаевной. С.Г. Шкроев в начале ХХ в. занимался весьма прибыльным, по тогдашним  меркам, бизнесом: импортом хлеба и продажей мануфактуры.

При жизни Параскева Панфиловна Шкроева продолжила благотворительную деятельность своего покойного мужа Г.В. Шкроева, много жертвовавшего на сибирские храмы.Так,например, именно на его средства в 1896 г. была расширена церковь во имя Всех Святых на Казачьем кладбище г. Омска и к ней пристроена колокольня.  На средства П. П. Шкроевой в городе были построены школа и богадельня с церковью во имя святого Стефана Савваита, приписанной к Параскевиевской, а также причтовый дом для священника Параскевиевской церкви. Кстати, все эти постройки находились на Шкроевской улице (теперь улица Куйбышева). За свою благотворительную деятельность Параскева Панфиловна ещё при жизни 6 мая 1903 г. за заслуги по духовному ведомству гражданских чинов Всемилостивейшее была награждена золотой медалью «За усердие» на Анненской ленте.

Храм во имя Святой Великомученицы  Параскевы  ( Пятницы) был освящен 30 сентября 1901 года. Однако, вскоре он перестал вмещать всех прихожан, а их было немало-836 мужчин и 953 женщины. С 1907 года был начат сбор пожертвований на расширение храма. Согласно ходатайству церковно-приходского попечительства при Омской Параскевиевской церкви, разрешить перестройку означенной церкви, а именно, поднятие купола, по утвержденному плану, на средства попечительства, с непременным условием, чтобы ремонт был окончен без замедления…». Окончательный облик церкви, по мнению Н.И. Лебедевой был сформирован инженером А. В. Поповым и подрядчиками известными омскими строителями братьями Кузнецовыми .

Тихая и боголепная жизнь храма закончилась с приходом и установлением советской богоборческой власти. Приход Параскевиевской церкви принял участие в событиях февраля 1918 г., связанных с протестом после введения декрета об отделении церкви от государства. Крестный ход у храма был разогнан представителями новой власти, а настоятель храма о. Петр Савкин был арестован и заключен в тюрьму. Омским губревтрибуналом 9 апреля 1918 г. за контрреволюционную деятельность он был приговарён к штрафу в размере 3 тысяч рублей и к содержанию под стражей.Был реабилитирован Прокуратурой Омской области только 27 февраля 1997 г. на основании Закона РФ.

С 27 апреля по 3 мая 1922 года специальная Губкомиссия  производила изъятие церковных ценностей из омских храмов. В её состав входили представители  различных ведомств, таких как: Губпомгола, Губфинотдела, Губрабкрина и т.п. Коснулось оно и Шкроевской церкви. Из храма было изъято 18 фунтов 12 золотников серебра. Отбор и изъятие церковной утвари из драгметаллов происходила в присутствии священнослужителей и членов церковно-приходских советов. Сдача в Губфинотдел производилась по актам, которые заставляли подписывать самих верующих. Оставлялись лишь только богослужебные предметы из меди, а так же незначительная их часть из серебра. Выкуп, обмен и замену церковных ценностей на такое же количество равноценного металла Сибирская комиссия принципиально не разрешила. Опасались нареканий на «новый, невыполненный церковный налог».

А в начале 1939 года Куйбышевский райсовет вывешивает на дверях церкви объявление, которое в ультимативной форме гласило следующее: «…если не поступит никаких претензий в 15 - дневный срок в Куйбышевский райсовет на оформление группы верующих и заключение договора с райсоветом на право использования верующими здания церкви…, по истечении установленного срока молитвенное здание будет закрыто. Председатель райсовета Сайкин. Ответственный секретарь Куртов». Наивно было ожидать, что после гонений и проведённых  арестов верующие вдруг откликнутся. Молчание было воспринято властями, как окончательная победа над общиной верующих. Через четыре дня это постановление отсылается на утверждение в облисполком, который своим постановлением № 78 от 27 февраля 1939 г. утверждает решение Куйбышевского райсовета и передаёт ему в распоряжение здание Параскеевской церкви. В постановлении значилось: «…молитвенное здание церкви в г. Омске закрыть и передать его в распоряжение Куйбышевского райсовета для использования на культурные цели…».

Потом в обезглавленном и поруганном  здании храма находилась учебная мастерская Общества слепых, а позднее здесь были открыты для незрячих и слабовидящих  горожан клуб и библиотека, которые и просуществовали вплоть до передачи храма верующим. После потепления во время Великой Отечественной войны, в государственно-церковных отношениях, православные омичи Куйбышевского района Омска, уже в  1944 году просили Горисполком дать разрешение на открытие церкви. Однако власти  с ответом не торопились. Тогда верующие в марте подали вторичное заявление об ускорении рассмотрения их просьбы. А 28 апреля горсовет вынес заключение о нецелесообразности открытия церкви, а облисполком 3 мая 1944 г. своим решением утвердил этот отказ за № 446.

Решением Омского облисполкома N 139 от 23 мая 1989 г. здание было признано памятником архитектуры, а осенью 1992 г. здание храма было передано Омско-Тарской епархии для размещения в нем Миротворческого центра. К своему вековому юбилею Параскеевская церковь обрела свой прежний благолепный вид.

Сегодня в храме проходят  богослужения. Его приход насчитывает  до 200 человек. В настоящее время это один из двух сохранившихся «купеческих» храмов в нашем городе. Неслучайно, уже на второй день после  прибытия на омскую землю Шкроевскую церковь посетил Его Высокопреосвященство Митрополит Омский и Тарский Владимир (Иким), что явилось духовной радостью для духовенства и прихожан в предверии празднования  110 –летия храма.

А.М. ЛОСУНОВ, по материалам монографии"ХРАМ  НА  БЕРЕГУ  РЕКИ ОМИ"

назад