Апрель

Как известно, 20 век принёс колоссальный ущерб архитектурному наследию городов России и других частей бывшей Российской империи. Наиболее заметно это проявилось в разрушении храмов, формировавших композиционную основу любого исторического русского города или села.

Чтобы лучше представить современные масштабы потерь у нас в регионе, в этой статье попытаюсь с помощью омской газеты "Епархиальные Ведомости" начала прошлого века открыть имена хотя бы части полностью утраченных и полуразрушенных храмов нашей Омской земли.

20 февраля 1917 года Преосвященнейший Епископ Омский и Павлодарский Сильвестр писал: "Наше сельское духовенство по прежнему постарается исполнить свой долг пред Государством, посредством воодушевления населения пастырским наставлением и всяким иным разумным содействием в приходе, дабы пахотные земли не пустовали, дабы правильная обработка произведена была своевременно, и страна не была лишена своего природного богатства, особенно ценного в нынешнее критическое время. Обстоятельства против прошлого года не изменились (имеет ввиду политическую обстановку в регионе), потому можно сказать в храме слово к земледельцам, напечатанное в  прошлом году и разосланное при Епархиальных Ведомостях".

И хотя в своих словах Владыка Сильвестр полностью полагается на окормление крестьянской паствы с помощью сельского духовенства, сам Владыка не остается в стороне и начинает планировать поездку по самым даже малым и дальним деревням и селам для обозрения приходов своей епархии и духовной помощи населению в это такое неспокойное время.

По приходам, которые раньше 1917 года никогда не были посещены Преосвященными Владыками (Омская епархия была очень большой по территории), ответственные благочинные заблаговременно преподали приходским священникам указания относительно церковной встречи прибывающего теперь в приход Архиерея. Для тех церквей, где на апрель - август 1917 года назначены архиерейские служения, благочинных просят своевременно организовать состав служащих: 4 иереев, 2 диаконов и 2 отроков, и по возможности однообразной для всех ризницей и делом подготовки певчих, а также общенародного пения. Если же желающих сослужить с Архиереем окажется большее число лиц, то это совершенно допускалось. Все церковные документы для ревизии сельские приходы предъявляют ответственному ключарю Архиерея. Преосвященному сопутствуют в поездке: ключарь, протодиакон и иподиакон. Для всех просят найти помещение для ночлега. Где священнические квартиры стеснительны, там ночлег Архиерею можно устраивать в классной комнате местного начального училища, главное - обеспечить хотя бы краткий покой.

Именно такое расписание поездки Преосвященного Сильвестра по епархии объявлялось к сведению духовенства Омской епархии. Из газетной статьи, написанной секретарем Омской Консистории М. Петровым в Епархиальных ведомостях за 1917 год, под названием "О пути следования Его Преосвященства, Преосвященнейшего Сильвестра, Епископа Омского и Павлодарского, по обозрению церквей и приходов Омского, Павлодарского, Тюкалинского уездов Омской епархии в 1917 году" удалось собрать такую информацию:

15 апреля, суббота

Выезд утром на лошадях из Омска

2-ой Благочинный округ. Омский уезд

Богородице-Казанская церковь ст. Черемуховской, 15 верст

5-ой Благочинный округ. Омский уезд

Архистратиго-Михайловская церковь пос. Устъ-Заостровского, 14 верст

Николаевская церковь ст Ачаирской, 20 верст.

Богородице-Архангело-Михайловский женский монастырь,

8 верст

Покровская церковь пос. Покровско-Иртышскаго, 10 верст

Ночлег

16 апреля, воскресение

Там же в Покровской церкви пос. Покровско-Иртышскаго Владыка совершаетъ Божественную литургию утром

Молитвенный дом пос. Ильинского, 9 верстъ

Михаило-Архангельская церковь пос. Изылбашского, 9 верст

Предтеченская церковь пос. Солянского, 18 верст

Знаменская церковь пос. Елизаветинского, 14 верст

Николаевская церковь ст. Черлаковской, 12 верст

Ночлег

17 апреля, понедельник

Там же в Николаевской церкови ст. Черлаковской Владыка совершает Божественную литургию утром

Пантелеимоновская церковь пос. Больше-Атмасского, 12 верст

Молитвенный дом пос. Мало-Атмасского, 9 верст

7-ой Благочинный округ. Омский уезд

Молитвенный дом пос. Крутоярского, 10 верст

Михаило-Архангельская церковь ст Урлютюпской, 15 верст

Ночлег

18 апреля, вторник

Там же в Михаило-Архангельской церкви ст Урлютюпской Владыка совершает Божественную литургию утром

Пантелеимоновская церковь, пос Башмачного, 16 верст

Свято -Троицкая церковь ст. Железинской, 14 верст

Петро-Павловская церковь пос. Пяторыжского, 25 верст

Александро-Невская церковь гор. Иртышска, 5 верст

Ночлег

19 апреля, среда

Там же в Александро-Невской церкви гор. Иртышска Владыка совершает Божественную литургию утром

Николаевская церковь пос. Осьморышского, 30 верст

Ильинская церковь ст. Бесчанской, 30 верст

Ночлег

20 апреля, четверг

Там же в Ильинской церкви ст. Бесчанской Владыка совершает Божественную литургию утром

Преображенская церковь-школа поселка Ново-Спасскаго, 87 верст, там Владыка совершает молебен об обращении заблудших

Михаило-Архангельский молитвенный дом д. Федоровки, 12 верст

Ночлег

21 апреля, пятница

Архистратиго - Михайловский молитвенный дом сел. Михайловского60 верст

Свято-Троицкий молитвенный дом пос. Троицкого, 35 верст

Ночлег

22 апреля, суббота

Путь обратный: ст. Железинская 55 верст

ст Урлютюпская 30 верст

Татарский стан 25 верст

ст. Черлаковская 25 верст

Ночлег

23 апреля, воскресенье

Там в Николаевской церкви на ст. Черлаковская Владыка совершает Божественную литургию и молебен

6-ой Благочинный округ. Тюкалинский уезд

Покровский молитвенный дом пос. Николаевского, 18 верст

Богородице-Успенская церковь сел. Южно-Подольского, 18 верст

45-ый Благочинный округ

Иоанно-Богословская церковь сел. Андреевки, 11 верст

Вознесенская церковь с. Ермоловского, 18 верст

Богородице-Казанская церковь села Камышинского, 6 верст

Ночлег

24 апреля, понедельник

Там же утром в Богородице-Казанской церкови села Камышинского Владыка совершает Божественную литургию и молебен об обращении заблудших

Михаило-Архангельская церковь сел. Кокчоватовского, 12 верст

Покровская цер. села Царицынского, 12 верст

18-ый Благочинный округ

Рождество-Богородичная цер. села Новоселья, 15 верст

Пелагиевская церковь сел. Царские колодцы, 15 верст

Ночлег

25 апреля, вторник

Там же в Пелагиевской церкви сел. Царские колодцы Владыка совершает Божественную литургию утром

20-ый Благочинный округ

Покровская церковь села Сыропятского, 18 верст

Покровская церковь села Половинского, 6 верст

Иоанно-Богословская церковь села Богословского, 2 версты

Архистратиго-Михайловская церковь пос. Ивановки, 3 версты

Свято-Троицкая церковь села Андреевки, 5 верст

Князе-Михайловская церковь села Сперановскаго, 3 версты

Возвращение в город Омск, 12 верст

29 апреля, суббота

Омский уезд

Выезд из города Омска на лошадях через поселки Новинку и Кривую Дуброву

4-ый Благочинный округ

Рождество-Богородичный мол.дом пос. Таврического, 55 верст.

Николаевская церковь села Тихорецкого, 35 верст

Ночлег

30 апреля, воскресенье

Там же в Николаевской церкви села Тихорецкого Владыка совершает Божественную литургию утром

Свято-Троицкая церковь села Царско-Дареного, 15 верст

Покровская церковь села Пашенныя-Рощи, 7 верст

Богородице-Успенская церковь с. Ново-Уральскаго, 8 верст

Николаевский мол. дом с. Бобринского, 12 верст

5-ый Благочинный округ

Иоанно-Богословская церковь пос. Дробышевского, 35 верст

Ночлег

1 мая, понедельник

Там же в Иоанно-Богословской церкви пос. Дробышевского Владыка совершает Божественную литургию

Николаевский мол. дом сел. Добровольского, 50 верст

Покровская церковь пос. Голубовского (Майнаки) 20 верст

Ночлег

2-я мая, вторник

Там же в Покровской церкви пос. Голубовского Владыка совершает Божественную литургию

4-ый Благочинный округ

Михаило-Архангельская церковь с. Ново-Сенжарского, 50 верст

Иоанно - Богословский мол. дом с. Степановского, 22 верст

Николаевская церковь сел. Юрьевского, 25 верст

Ночлег

3 мая, среда

Там же в Николаевской церкви сел. Юрьевского Владыка совершает Божественную литургию и молебен об обращении заблудших

Покровский мол. дом пос. Громогласовского, 35 верст

Иоанно-Богословский мол. дом, с Ореховского, 12 верст

Рождество-Богородичный мол. дом с, Белостока, 30 верст, здесь Владыка совершает молебен об обращении заблудших

Ночлег

4 мая, четверг

Успенский молитв. дом с, Одесского, 15 верст, здесь Владыка совершает молебен об обращении заблудших

Свято-Троицкая церковь с, Генераловки, 15 верст

Тихоновская церковь с. Павлоградского, 22 верст

Ночлег

5 мая, пятница

Там же в Тихоновской церкви с. Павлоградского Владыка совершает Божественную литургию утром

Успенский мол. дом пос. Кохановского, 15 верст, здесь Владыка

совершает молебен об обращении заблудших

8- ой Благочинный округ

Рождество - Богородичная церковь с. Бердянского, 30 верст

Молитв. дом с. Азовского, 10 верст, здесь Владыка совершает

молебен об обращении заблудших

Возвращение в город Омск, 40 верст

15 июня, четверг

Выѣздъ утром на лошадях из города Омска

3-ий  Благочинный округ. Омский уезд

Богородице-Казанская церковь с. Боголюбовки, 48 верст

Рождество-Богородичная церковь с. Борисовки, 25 верст

Ночлег

16 июля, пятница

Там же в Рождество-Богородичной церкови с. Борисовки Владыка совершает Божественную литургию утром

Молитв. дом с. Максимовка, 20 верст

Христо-Рождественская церковь с. Полтавки, 35 верст

Рождество-Богородичная церковь с. Барвенкова, 25 верст

Ночлег...

Затем Владыка Сильвестр планировал продолжить свою поездку в приходы по нынешней территории Казахстана, которые в то время входили в состав Омской и Павлодарской епархии и вернуться в Омск только в августе 1917 года.

Даже из такого краткого описания планируемой поездки мы можем заметить сколько сельских церквей и молитвенных домов было на современной территории Омской области, и скольких из этих храмов теперь уже не существует, а какие-то из них навсегда исчезли вместе с теми селами, где они находились.

Селионова Юлия, по материалам Омских епархиальных ведомостей  № 10 от 5 Марта 1917 года


Тихо и безмятежно несёт свои волны река Омь, несёт для того, что бы отдать их могучему Иртышу. Ещё интереснее вид который открывается с фрунзенского моста, который  соединил две старые улицы нашего города – Екатериненскую (ныне ул. Фрунзе) и  Семинарскую (ныне часть улицы Маршала Жукова).  Обводя  берега беглым взглядом, вы обязательно остановите свой взор на возвышающемся на левом берегу реки прекрасном храме, а звон его колоколов в вечерние и утренние часы напомнит Вам о начале службы. Издавна возведение храмов на Руси считалось богоугодным делом. Многие состоятельные люди не жалели ни сил  ни средств на строительство храмов Божиих.  Не стал исключением в этом плане и наш богоспасаемый Омский град. Свидетельство тому- история одного уцелевшего в годы  безбожных гонений храма, который в официальных епархиальных документах именуется  во имя Святой Великомученицы  Параскевы (Пятницы), а  молвой народной наречен он был Шкроевским.

Одной из самых известных купеческих фамилий, как в Омске, так и в Каинске (ныне г. Куйбышев Новосибирской области) позапрошлого века были Шкроевы. Основателем купеческой династии Шкроевых в Омске, вероятнее всего был Василий Никифорович (1820-1885) со своей женой Евдокией Кирилловной (?-1874). Именно он построил дом на Любинском проспекте (ныне здание под № 17 на ул. Ленина). После его смерти и погребения на Омском Казачьем кладбище семейный бизнес, а им являлась торговля мануфактурой, готовым платьем и обувью, равно как и сам дом в самом центре Омска, перешли в руки его сына, купца 2-й гильдии Григория Васильевича Шкроева (?-1897) и его жены Параскевы Панфиловны Шкроевой (1845-1906). Затем, семейное дело продолжили их сын, купец 1-й гильдии Степан Григорьевич Шкроев (?- 1910) вместе со своей супругой Татьяной Николаевной. С.Г. Шкроев в начале ХХ в. занимался весьма прибыльным, по тогдашним  меркам, бизнесом: импортом хлеба и продажей мануфактуры.

При жизни Параскева Панфиловна Шкроева продолжила благотворительную деятельность своего покойного мужа Г.В. Шкроева, много жертвовавшего на сибирские храмы.Так,например, именно на его средства в 1896 г. была расширена церковь во имя Всех Святых на Казачьем кладбище г. Омска и к ней пристроена колокольня.  На средства П. П. Шкроевой в городе были построены школа и богадельня с церковью во имя святого Стефана Савваита, приписанной к Параскевиевской, а также причтовый дом для священника Параскевиевской церкви. Кстати, все эти постройки находились на Шкроевской улице (теперь улица Куйбышева). За свою благотворительную деятельность Параскева Панфиловна ещё при жизни 6 мая 1903 г. за заслуги по духовному ведомству гражданских чинов Всемилостивейшее была награждена золотой медалью «За усердие» на Анненской ленте.

Храм во имя Святой Великомученицы  Параскевы  ( Пятницы) был освящен 30 сентября 1901 года. Однако, вскоре он перестал вмещать всех прихожан, а их было немало-836 мужчин и 953 женщины. С 1907 года был начат сбор пожертвований на расширение храма. Согласно ходатайству церковно-приходского попечительства при Омской Параскевиевской церкви, разрешить перестройку означенной церкви, а именно, поднятие купола, по утвержденному плану, на средства попечительства, с непременным условием, чтобы ремонт был окончен без замедления…». Окончательный облик церкви, по мнению Н.И. Лебедевой был сформирован инженером А. В. Поповым и подрядчиками известными омскими строителями братьями Кузнецовыми .

Тихая и боголепная жизнь храма закончилась с приходом и установлением советской богоборческой власти. Приход Параскевиевской церкви принял участие в событиях февраля 1918 г., связанных с протестом после введения декрета об отделении церкви от государства. Крестный ход у храма был разогнан представителями новой власти, а настоятель храма о. Петр Савкин был арестован и заключен в тюрьму. Омским губревтрибуналом 9 апреля 1918 г. за контрреволюционную деятельность он был приговарён к штрафу в размере 3 тысяч рублей и к содержанию под стражей.Был реабилитирован Прокуратурой Омской области только 27 февраля 1997 г. на основании Закона РФ.

С 27 апреля по 3 мая 1922 года специальная Губкомиссия  производила изъятие церковных ценностей из омских храмов. В её состав входили представители  различных ведомств, таких как: Губпомгола, Губфинотдела, Губрабкрина и т.п. Коснулось оно и Шкроевской церкви. Из храма было изъято 18 фунтов 12 золотников серебра. Отбор и изъятие церковной утвари из драгметаллов происходила в присутствии священнослужителей и членов церковно-приходских советов. Сдача в Губфинотдел производилась по актам, которые заставляли подписывать самих верующих. Оставлялись лишь только богослужебные предметы из меди, а так же незначительная их часть из серебра. Выкуп, обмен и замену церковных ценностей на такое же количество равноценного металла Сибирская комиссия принципиально не разрешила. Опасались нареканий на «новый, невыполненный церковный налог».

А в начале 1939 года Куйбышевский райсовет вывешивает на дверях церкви объявление, которое в ультимативной форме гласило следующее: «…если не поступит никаких претензий в 15 - дневный срок в Куйбышевский райсовет на оформление группы верующих и заключение договора с райсоветом на право использования верующими здания церкви…, по истечении установленного срока молитвенное здание будет закрыто. Председатель райсовета Сайкин. Ответственный секретарь Куртов». Наивно было ожидать, что после гонений и проведённых  арестов верующие вдруг откликнутся. Молчание было воспринято властями, как окончательная победа над общиной верующих. Через четыре дня это постановление отсылается на утверждение в облисполком, который своим постановлением № 78 от 27 февраля 1939 г. утверждает решение Куйбышевского райсовета и передаёт ему в распоряжение здание Параскеевской церкви. В постановлении значилось: «…молитвенное здание церкви в г. Омске закрыть и передать его в распоряжение Куйбышевского райсовета для использования на культурные цели…».

Потом в обезглавленном и поруганном  здании храма находилась учебная мастерская Общества слепых, а позднее здесь были открыты для незрячих и слабовидящих  горожан клуб и библиотека, которые и просуществовали вплоть до передачи храма верующим. После потепления во время Великой Отечественной войны, в государственно-церковных отношениях, православные омичи Куйбышевского района Омска, уже в  1944 году просили Горисполком дать разрешение на открытие церкви. Однако власти  с ответом не торопились. Тогда верующие в марте подали вторичное заявление об ускорении рассмотрения их просьбы. А 28 апреля горсовет вынес заключение о нецелесообразности открытия церкви, а облисполком 3 мая 1944 г. своим решением утвердил этот отказ за № 446.

Решением Омского облисполкома N 139 от 23 мая 1989 г. здание было признано памятником архитектуры, а осенью 1992 г. здание храма было передано Омско-Тарской епархии для размещения в нем Миротворческого центра. К своему вековому юбилею Параскеевская церковь обрела свой прежний благолепный вид.

Сегодня в храме проходят  богослужения. Его приход насчитывает  до 200 человек. В настоящее время это один из двух сохранившихся «купеческих» храмов в нашем городе. Неслучайно, уже на второй день после  прибытия на омскую землю Шкроевскую церковь посетил Его Высокопреосвященство Митрополит Омский и Тарский Владимир (Иким), что явилось духовной радостью для духовенства и прихожан в предверии празднования  110 –летия храма.

А.М. ЛОСУНОВ, по материалам монографии"ХРАМ  НА  БЕРЕГУ  РЕКИ ОМИ"

назад