Миролюбие – основа созидания и прогресса

26 февраля 2017 года

Я поражаюсь способностям многих организаторов собрать большую аудиторию и впечатлить её научно-исследовательскими работами и презентациями. Нужны ли эти речи и отчёты среднестатистическому обывателю? Если вы педагог, волонтёр или просто стремящийся к развитию человек, то обязательно. Попробуйте собрать искушённого и порой ленивого коллегу на форум, где нет «хлеба и зрелищ», а только доклады, казалось бы, скучных и дотошных специалистов.

Нет особой рекламы, например, на огромных стендах в центре города или по телевизионным каналам. Можно не услышать о событии по радио, как об акции в ночном клубе, однако людей столько, что хоть отбавляй. Заняты места в зале и гости готовы слушать, размышлять и поблагодарить вскоре. Где это и кто за этим стоит? Перечитываю первый абзац и сам хочу выяснить точно заново.

Читаю «методичку» (именно так привыкаешь её называть), изготовленную старательными сотрудниками ОРО ООО «Российский комитет защиты мира». Составленную специалистом Омской епархии – Светланой Петровной Баранцевой и запущенную в тираж председателем самой общественной организации – Виктором Ивановичем Ерёменко. Рецензенты у методического пособия отменные, я знаком с ними: это протоиерей Димитрий Олихов – ректор Омского епархиального Духовного училища, проректор Омской Духовной семинарии, кандидат богословия и кандидат исторических наук. Владимир Иванович Гам – ректор АН ПОО «Многопрофильная академия непрерывного образования», доктор педагогических наук, профессор, Академик РАЕ. Ирина Владимировна Мишуткина – начальник отдела общего образования департамента образования Администрации города Омска. Затем, Елена Геннадьевна Полежаева – главный специалист отдела общего и дополнительного образования департамента дошкольного, общего, дополнительного образования и кадрового развития системы образования Министерства Образования Омской области. А ещё знаю, что отличный отзыв прислал академик Э.Р. Тагиров из Казани, ректор первого и единственного в мире Института культуры мира (ЮНЕСКО), президент Международной гуманитарной академии «Европа-Азия». Тагировдаже предложил добавить материал и издать книгой!

Откуда столько причастных и известных не только омскому образованию людей, ведь это обыкновенная методическая литература, может и с красивой обложкой? «Воспитание патриотизма, формирование миролюбия и профилактика возможных проявлений экстремизма у детей и подростков» – так звучит тема брошюры. Предназначена она для заместителей по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов дополнительного образования общеобразовательных учреждений. Подготовленная сотрудниками ОРО ООО «Российский комитет защиты мира», она – как произведение, написанное в целях воспитания молодёжи. Признаться, интересней методическое пособие я не читал. Так составлять и подавать материал, наверное, только специалисты отделов Епархии могут, поскольку имеют дело с духовно-нравственным воспитанием, как молодёжи, так и взрослого поколения. Это не набор сухих инструкций и не реализация-отработка типографских затрат. Быть может, мне везёт оценить одним из первых, потому что работаю со Светланой Петровной Баранцевой?

Разглядываю методическое пособие в красивой нежно-синей обложке с изображением белоснежного голубя на фоне земного шара, нахожусь на форуме, организованном комитетом защиты мира. Слушаю Владимира Ивановича Гама, который говорит о духовном здоровье, эта мысль у него появляется, благодаря общению с православными священнослужителями. Чаще думаешь о физическом здоровье, а духовного – словно не существует. О своём духовном состоянии задумываешься только когда приходишь в храм или посещаешь специально организованные мероприятия, читаешь книгу, наконец, смотришь полезные фильмы, разговариваешь с мудрыми людьми.

– Зачем тратить своё время на духовность и нравственность, зачем кого-то воспитывать, не веселее ли попить пива или потусить в интернете на злачных сайтах? Это ведь прикольней и не надо долго думать!

Открытая во время процесса обучения методическая литература даёт ответ и на многое другое. Я читаю:

– «С целью предотвращения распада человеческой личности, сохранения традиций и национальной идентичности народов России необходимо обратить особое внимание, прежде всего, на духовно-нравственное воспитание в образовательном процессе в течение всей жизни. В сохранении традиций, культуры, религии и национальной идентичности народов России ключевая роль отводится именно образованию.

В обществе наблюдается рост агрессивности, насилия, экстремизма. Сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической и религиозной почвах. Миграция населения привела к тому, что многие образовательные учреждения становятся микрокосмосом культурного многообразия, что нередко и порождает конфликты.

Распространение нетерпимости – не только внутренняя проблема России. Это глобальная проблема. Она встала во весь рост именно в эпоху глобализации. Многие в этих условиях испытывают дискомфорт, с которым далеко не всегда умеют справиться. Результаты мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений, проведённого в Омской области региональным центром мониторинга межнациональных отношений, региональным отделением общероссийской общественной организации «Российский комитет защиты мира» совместно с учёными Сибирского филиала культурного и природного наследия имени А.С. Лихачёва, показали, что причиной напряжённости в отношениях между людьми разных национальностей в регионе является неуважение к языку, обычаям, культуре людей разных национальностей. На что указали 39,9% респондентов. Вторая причина – исторически сложившиеся предрассудки в отношении людей других национальностей – 34,1 %. Формирование миролюбия и доверия связано с поликультурным образованием, формированием миролюбивых установок сознания».

– Какая цель у современных педагогов и воспитателей? – спрашиваю специалиста Омской епархии Светлану Петровну Баранцеву.

– У человека, которому небезразлична судьба молодого поколения и нашей страны, цель может быть одна – поддержать и формировать личностные качества обучающихся и воспитанников. Это ценностно-смысловая ориентация молодёжи, знания, умения, навыки, художественные способности. Прикладывается личный опыт в определённой социально и личностно-значимой сфере, формирование миролюбивых установок сознания.

– Как сформировать миролюбивое сознание?

– Поставить задачу приобщить личность к системе культурных ценностей, отражающих богатство мировой и национальной культуры, и выработку своего отношения к ним; это воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, его народу; формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира. Это развитие гражданственности и национального самосознания учащихся. Создание условий для реализации через деятельность органов ученического самоуправления, развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.

Светлана Петровна Баранцева – одна из тех людей, которые не останавливаются на достигнутом. Постоянное общение, вращение в кругу педагогов, учёных и других специалистов практически заставляет развиваться безостановочно. Много читать и слушать, искать в интернете и оставлять на заметку. Информация из её выступлений частично берётся из таких журналов как «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Дополнительное образование и воспитание», из книги, например, А. Лопатиной и М. Скребцовой «Вершины мудрости. 50 уроков о смысле жизни: пособие для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста». В основном Светлана Петровна полагается на собственный опыт, опыт коллег и личные исследования в различных областях.   

Экстремизм, активизация неформальных молодёжных группировок право- и леворадикальной направленности – широкая тема для обсуждения и стимул для решения многих задач современного общества. Об этом и много другом говорится в брошюре с методическими рекомендациями для образовательных учреждений, читающейся интересно и легко.

С превеликим интересом слежу за продвижением и успехами прививающей миролюбие организации ОРО ООО «Российский комитет защиты мира» и за её развивающимися сотрудниками. В череде материалов поговорим об экстремизме и способах его предотвращения среди молодёжи. О проблемах духовно-нравственного воспитания и других кризисах духовности. Расскажу о том, как был в кабинете Митрополита Омского и Таврического Владимира, и какие книги получил в дар. 

Виктор Власов

На главную страницу