Ценности любви и созидания

12 января 2018 года

Доклад Митрополита Омского и Таврического Владимира на VII Омских областных Рождественских образовательных чтениях «Нравственные ценности и будущее человечества» (11 января 2018 года).

Уважаемые дамы и господа! Дорогие отцы, братья и сестры!

Позвольте, прежде всего, поздравить вас, и в вашем лице – ваши семьи, ваших близких, сотрудников организаций, где вы трудитесь, – с праздником Рождества Христова! А также с наступившим недавно по гражданскому календарю новым, 2018 годом, и пожелать вам здоровья, процветания и успехов в благих начинаниях.

Поскольку наши, уже ставшие традиционными, ежегодные январские чтения проходят в дни светлого праздника Рождества Христова и именуются «Рождественскими», хотелось бы начать словами из тропаря:Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума… Или на современном русском языке:Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания…

Призываю задуматься над этими, знакомыми всем верующим, простыми, но исполненными такого глубокого смысла словами. Светом какого знания озарило мир Рождество Христово? Какое знание принес Воплотившийся Бог-Слово в наш мир?

За многотысячелетнюю историю человечества не раз рождались выдающиеся ученые, мыслители, художники, политические деятели… Каждый приносил какое-то новое знание, какие-то новые идеи. И мы знаем, что и в те времена, когда в убогой Вифлеемской пещере появился на свет Богомладенец, тоже не было недостатка в выдающихся людях. В одно время с Господом нашим Иисусом Христом жили такие прославленные языческие философы, как Плутарх, Сенека, историки Страбон и Плиний Старший, а в самой Иудее – знаменитый мудрец Гамалиил, учеником которого, как мы помним, был молодой Савл из Тарса – будущий апостол Павел…

Почему же всё, что предшествовало Рождеству Христову, все эти философские, научные и прочие учения мы, христиане, почитаем тьмой, или, правильнее сказать, предрассветными сумерками? А то знание, которое осветило мир с Вочеловечением Сына Божия, Христа Спасителя, – солнечным сиянием?

Что было этим светом?

Чудеса? Но чудеса совершались и до того, как Господь претворил в Кане Галилейской воду в вино. Молитвы? Но люди молились и до того, как Христос даровал нам великую молитву «Отче наш…». Пост? И посты соблюдали прежде, чем Спаситель на сорок дней и сорок ночей был изведен Духом в пустыню. Пророчества? И пророчества изрекались до грозных слов Господа о грядущем разрушении Иерусалима и разорении Храма. Добрые дела? Но добрые дела совершались и фарисеями, и язычниками, и многими и многими, жившими и прежде Христа, и во времена Его земной жизни, и после Его Вознесения.

В чем же состояло то новое знание, которое с Рождеством Господним осияло собою мир?

Если попытаться ответить на этот вопрос одним словом, то слово это будет – Любовь.

Именно об этом писал святой первоверховный апостол Павел в своих знаменитых строках, которые иногда называют «Гимном Любви»: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. … Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится(1Кор.13:1-3,8).

Именно Любовь, таким образом, оказывается средоточием всего Христова Учения, всей Христианской этики.

По слову святого апостола Иоанна Богослова, Бог есть Любовь (1Ин.4,16). Божественная жизнь, жизнь Единосущной и Нераздельной Троицы – это предивное и пречудное, невыразимое и неизреченное Единство Трех Божественных Ипостасей во взаимной Любви. Это – Высочайшая Любовь Отца и Сына и Святого Духа Друг к Другу, взаимное согласие Трех Лиц, в котором немыслимо противоречие, невозможно главенствование и подчинение.

Но Божественная Любовь не ограничивается этим Всесовершенным Триединством. В тайне Пресвятой Троицы Бог-Любовь открывается и нам, Его творениям. Через эту тайну мы начинаем познавать Вселюбящего Господа и в Его действиях в созданном Им мире, в Его проявлениях в нашей жизни.

Весь этот мир Бог творит Своей любовью. Бог есть Любовь; само создание мира не имело никакой иной цели, кроме любви. Ведь к полноте внутренней гармонии Божества, к Его Всеблаженству нечего прибавить. Ни в чем и ни в ком не нуждается Всесовершенный Господь. Причина возникновения вселенной и ее обитателей только одна: желание Всевышнего, воля Бога-Любви. Из этой созидающей мысли Всемогущего вышло небывалое и неисчислимое многообразие форм, обликов, природ, сущностей. Так создание мира явилось по глаголу утверждающей Божественной Любви: Да будет! В известном стихе Книги Бытия, в котором описывается начало творения мира, говорится, что Дух Божий носился над водою (Быт.1,2). «Носился» означает, как известно, не то, как это слово понимается сегодня, не быстрое и беспорядочное движение. «Носился» означает Заботу Животворящего Духа Божия, согревание Им Своим Теплом первозданной материи. Мир творится посредством Божественной Любви и Заботы, и всё в изначальном творении наполнено этой Любовью. Как учит святитель Василий Великий, «И целый мир, состоящий из разнородных частей, связал Он каким-то неразрывным союзом любви в единое общение и в одну гармонию».

Сотворенное Вселюбящим Богом должно было жить только в любви: ибо счастье и мудрость, добро и свет, созидание и вечность – все, что составляет истинную жизнь, объемлется любовью.

И первую человеческую пару, Адама и Еву, Премудрый Господь также связывает узами любви. Он возвещает им, что они будут одна плоть (Быт.2,24), не только в физическом, но и в духовном смысле, поскольку до грехопадения человеческая плоть была едина с духом, просветлена им и облачена в его сияние.

Но и после отпадения первых людей от Бога Он не перестает любить Свое творение и заботиться о нем. Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его, – так прославляет Господа святой псалмопевец Давид (Пс.102,12). Как Благой Отец, Он взращивает и воспитывает находящееся в младенческом возрасте человечество, поощряя его к добрым делам и вразумляя за дела злые. Как сказано в том же псалме: Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым – дела Свои (Пс.102,7). Как в начальные времена Господь сотворил Своей Любовью вселенную, так во времена исторические он творит из неразумной и хаотичной человеческой массы народ Божий, давая ему Свои Заповеди и показывая Свои пути.

И само Рождение Сына Божия в нашем мире было актом Божественной Любви: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную(Ин.3,16). Через Христа, через явленный Им образ жертвенной любви, через следование Его Заповедям и через Евхаристическое Причащение Его Плоти и Крови нам указан путь к спасению и жизни вечной. В этом новом Учении Любви Христовой и был тот свет, который осиял мир уже в самый момент Рождества Богочеловека. И на этом великом Учении и созидается та нравственность, те ценности, которые просветили собой падшее человечество.

Может, кто-то возразит: но ведь и до Христа люди любили друг друга, родители любили детей, мужья жен и жены мужей… Разве не вложена в нас любовь самой природой? Разве не видим мы примеры любви и у представителей других религий, и у безбожников-атеистов? В чем же новизна, в чем уникальность Христианского понимания любви?

Такие вопросы возникают от того, что мы любое влечение, любое вожделение называем любовью. Так исказил грех наш язык, что мы не только высокие жертвенные чувства, но и низменные эгоистические инстинкты, и даже блудную похоть – все одинаково и без разбора называем святым именем любви. И преданность своей земле, родному очагу мы называем любовью к родине, и одновременно страсть к обогащению и наживе – любовью к деньгам; и целомудренное чувство, и животную похоть именуем одинаково…

Так бездумно затерто у нас это слово, которое для нас, христиан, должно быть священным! Ведь Любовь, согласно автору Корпуса «Ареопагитикум», есть одно из Божественных Имен. Как пишет этот богослов, Господь, «Сам, являющийся Причиной всего, по сверхмерной благости любит все, творит все, все совершенствует, все сохраняет, все возвращает и является Сам Божественной доброй Любовью к добру ради добра».

Итак, Божественная Любовь есть любовь к добру ради добра, добра не материального, не тленного, не преходящего, но духовного и вечного. В нехристианской любви порой бывает даже много возвышенного и красивого, но она не бывает свободна от эгоизма, тщеславия и других страстей. Ибо любовь к человеку, не сопряженная с любовью к его Всеблагому Творцу и Небесному Отцу, не стремящаяся подражать Божественной Любви, не будет любовью подлинной, той любовью, которой учил человечество Господь наш Иисус Христос.

Мы помним, что Господь на вопрос одного законоучителя о том, какая Заповедь есть самая главная в Законе Божием, отвечал: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф.22,36-39). Любовь к Господу и любовь к ближнему фактически уравниваются: без первой нет второй. «Кто любит Господа, тот, конечно, любит и ближнего», – писал святитель Василий Великий. Ведь что означает любовь к ближнему, как не любовь к творению Божию, к тому, кто, как и ты, создан по Его образу и подобию (Быт.1,27)?

Как уже говорилось, высший образ любви – Единство и неслиянность Ипостасей Пресвятой Троицы; земной образ этой любви был заповедан первой двоице, первой супружеской паре, Адаму и Еве: быть одной просветленной и безгрешной плотью (Быт.2,24). Через Закон, данный через святого пророка и Боговидца Моисея, Заповедь любви была распространена на семью, род и на весь Богоизбраный народ в целом. Тем самым Господь расширял пределы тех, кого человек должен любить: не только супругу или супруга, но и весь свой народ. Именно в таком смысле использовалось в Законе слово «ближний» – как единокровник, как человек одного с тобой народа, семени Авраама. Эта была еще не полная, ограниченная любовь, ибо она не распространялась на представителей других народов. Как в школе, изучая математику, дети должны освоить вначале ее азы, самые простые арифметические действия, и лишь затем им преподаются более сложные формулы и теоремы, так и в великой школе Божественной Любви: Господь давал вначале наиболее простые и ограниченные формы Заповеди, дабы затем перейти к всеобъемлющему образу Любви.

Именно такую всеобщую Заповедь любви, не ограниченной семейными и национальными границами, и провозгласил Господь. В притче о милосердном самарянине Господь, отвечая на вопрос искушавшего Его книжника, дает новое понимание слова «ближний» (Лк.10,29-37). Книжник, исходя из узкого толкования Закона, считает «ближним» только того человека, кто находится с ним в родственных отношениях или принадлежит к одному с ним народу; самаряне же, как известно, не были иудеями, и иудеи с ними даже не общались. Однако слова Христовы приводят его к пониманию, что ближним является любой человек, независимо от его происхождения.

«Воздавай почтение ближнему, – учит нас святитель Игнатий (Брянчанинов), – не различая возраста, пола, сословия – и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь». Так, не различая возраста, национальности, пола, социального происхождения, и мы должны проявлять нашу любовь, нашу заботу о людях.

При этом, как уже в Нагорной проповеди возвестил нам Господь, мы не должны ждать, чтобы кто-то вначале возлюбил нас, оказал нам милость, а мы лишь тогда просто отплатим ему в ответ своей любовью и признательностью. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (Мф.5,46-47). Мы первыми должны проявлять к другим любовь, не ожидая за это какой-либо награды: в этом и состоит закон Христианской любви.

Земная любовь окрыляется при свете Божественной Благодати. Ревность, слепая страстность, эгоизм, желание властвовать – все нечистое исчезает ввиду святого чувства любви. Как учит святитель Иоанн Златоуст: «Любовь плотская – вина, а духовная – похвала; та есть ненавистная страсть души, а эта – радость, веселие и лучшее украшение души».

На место природного влечения, на место темной страсти приходит радостная готовность служения, взаимное счастье носить немощи друг друга. В лучах Божественной Любви мы учимся милосердию и жертвенности. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15,13).

Нас тревожат болезни и невзгоды наших ближних, но и эти страхи растворяются в доверии к Всевышнему, в сознании временности бед и вечности любви. Даже тягчайшая скорбь о смерти ближнего претворяется надеждой на счастливейшую встречу на Небесах, где союз любящих расцветет в несказанной полноте и красоте. Через истинную любовь к ближним расширяется сердце и становится невозможным в ком-то видеть врага, на кого-то бросать косые, осуждающие взгляды. Пробуждается жалость к заблудшим грешникам, сострадание к несчастным и падшим, желание делать добро каждому.

Это не абстрактная «забота о счастье всего человечества», под каковым лозунгом сеяли ненависть и разжигали братоубийство безбожные переустроители обществ, – нет, Христианская любовь есть живое чувство к живым людям, которых мы видим перед собой. Это уподобление Любви Небесного Отца, который бесконечно любит каждого человека и всем желает спастись. Только через любовь к ближним сердце обретает способность любить Всевышнего. Того, кто твердит о своем псевдо-Боголюбии, а не любит брата своего, святой апостол Иоанн называет лжецом. Но и любовь к близким искажается, оскверняется, мертвеет у тех, кто не имеет начатков любви к Богу, послушания святым Заповедям Господним.

Бог есть Источник любви. Мы видим, как в современных обезбоженных обществах враждуют родители и дети, разрушаются семьи, предается поруганию супружеская верность, самое понятие «любовь», – повторюсь, – низводится до похоти. Без веры и верности Господу Вселюбящему лучшие порывы человеческого сердца пропадают во мраке, в нечистоте, в смерти. Истинно любящий должен знать Бога и помнить Его. Любовь – это чувство верующих и чистых сердец: только из такого источника рождаются милосердие, доброта, нежность, сострадание, готовность и жизнь отдать за любимых людей. Любовь есть чувство, через которое человек только и может познать Бога, Который Сам есть Любовь. Ибо, как свидетельствует апостол Иоанн Богослов: кто не любит, тот не познал Бога (1Ин.4,8). А святитель Василий Великий добавляет: «Имеющий любовь имеет в себе Бога».

Для этого священного чувства человек должен, прежде всего, очистить себя – освободиться от греховных дел и помыслов: гневливости, тщеславия, властолюбия и прочих пороков. Такое самоочищение возможно только пред Богом и с помощью Божией.

Без этого же земная любовь вырождается в страсть, которая приносит нашим ближним не счастье, но горе. Без достижения внутренней чистоты и света, даруемых Божественной Благодатью, вообще немыслимо нести какое-то добро в мир. Истинное служение ближним есть служение любви, дело Божие. Какое добро может излиться из души, оскверненной грехами, из ума, зараженного гордыней, сердца, порабощенного страстями? Тщеславие, холодное или страстное делание внешних «добрых дел» не угодно Господу, и нередко такое добро вырождается в явное или скрытое зло. Еще хуже, когда самовлюбленный грешник рвется спасать чужие души в то время, как его собственная стоит на пороге гибели, – такова судорожная внешняя активность всякого рода сектантов. Не люди спасают друг друга: спасает Единый Господь. Православный путь, путь истинной любви и настоящего доброделания, зиждется на том, что дело Божие нужно начинать с совершенствования собственной души.

Возможность деятельной любви, возможность нести свет в мир – это величайший дар Господень нам, людям. Здесь нет никакой заслуги человека – это именно дар Божий тому, кто в горниле покаяния сумел преобразить свою душу, сделать светлым свой внутренний мир. Богу не нужны наши добрые дела: Всемогущий способен во мгновение ока накормить всех голодных, напоить всех жаждущих, приютить всех бесприютных, утолить все земные нужды. Но воля Всевышнего о нас состоит в том, чтобы в этих нуждах люди могли служить друг другу, ибо так взращивается между ними взаимная любовь. В великом смирении надобно совершать добрые дела. Тот, кто тщеславится своей благотворительностью, уже получил награду свою: хуже того – взрастил в себе не святую любовь, а пагубное самолюбование. Только от тех, кто в своем доброделании считает себя лишь орудием благости Божией – только от смиренных Всевышний принимает добро как соделанное Ему Самому.

Для Небесной Любви взращивает Господь детей Своих во временном мире, окрыляя их взаимной любовью. Для единения людей в любви создал Христос Спаситель и Церковь Свою. Человек не может спастись в одиночку. Одинокий поиск неминуемо заводит ум в сети диавольской лжи, одинокое сердце неизбежно запутывается в паутине соблазнов или обольщается демонскими миражами. И истинной Церковью является только Церковь Соборная, то есть та, которая является Собором, собранием братьев и сестер в любви по Христу. В Церкви человеческая немощь врачуется Благодатными Таинствами, окрыляется могучей совместной молитвой, просвещается светом Божественного Откровения. Церковь дарована нам и для того, чтобы в Благодатных ее объятиях мы поняли, как нужны друг другу, и научились святой взаимной любви.

И подобно тому, как наша Церковь выступает земным прообразом Церкви Небесной, сонма Небесных сил и всех святых, восхваляющих Бога, так и прообразом нашего Небесного Отечества служит наше Отечество земное, наша Родина. И служение земному Отечеству, не на словах, а на деле, – не менее важный духовный подвиг, ибо и оно является служением своим ближним. И так же, как любовь к ближним своим не означает нелюбви или безразличия к дальним, так и Христианская любовь к своему Отечеству не только не тождественна, но и противоположна близорукому национальному эгоизму, национальному чванству. Тот, кто действительно любит свое Отечество, свой народ, тот любит и остальные народы. Лишь тот, кто действительно любит свое Отечество, без лицеприятия говорит о его проблемах и стремится на деле способствовать их разрешению.

Дорогие мои! Благодатный свет Рождественской звезды осиял нас в эти святочные дни. Это свет, который светит нам, всему человечеству уже более двух тысячелетий. Это свет Божественной Любви, вновь и вновь приводящий нас, как тех волхвов, к вертепу, в котором родился Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Две тысячи лет Святая Соборная Церковь, которую создал Спаситель и которая есть Его Тело, проповедует Благую Весть о Любви Божией. Род сменяет род, поколение сменяет поколение, возникают и рушатся государства, аЛюбовь Христова, как возвестил святой апостол Павел, не перестает (1Кор.13,8).

Однако в современном мире проповедь Любви и основанных на ней нравственных ценностей встречает все больше и больше препятствий. На какие только уловки не пускаются враги Истины, чтобы иссушить, погасить в нас живоносное сияние Любви?! Какими ложными идеями и материальными посулами не стремятся отвлечь нас от него?! Христианство пытаются представить как что-то отжившее, якобы не соответствующее современности… Всячески восхваляют и превозносят современную науку, которая по их словам, отменяет Христианское Учение, и чудеса современной техники, которые якобы «освобождают» человека от религии… Воистину, как тут не вспомнить слова из Откровения святого апостола Иоанна Богослова, где говорится о грядущем лжепророке: И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами … он обольщает живущих на земле (Откр.13,13-14).

Такова современная цивилизация, обольщающая нас разными техническими чудесами, ради того, чтобы отвлечь нас от главного, единого на потребу – Спасения и стяжания жизни вечной. Ведь сами по себе научные открытия и технические изобретения ни хороши, ни дурны; в руках людей верующих и человеколюбивых они могут принести пользу, в руках же людей, удалившихся от Бога, могут принести вред; пусть не сразу, но постепенно, что мы видим сегодня в тех экологических катастрофах, которые обрушиваются на человечество, и причиной которых является бездумное использование технических «чудес».

К счастью, для многих уже постепенно приходит пора отрезвления от холодной и бездушной «религии технического прогресса», «религии материального удовлетворения», которой новоявленные лжепророки пытались заменить Христианскую религию Любви. Как учит Господь, Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их (Мф.7,15-16). Мы уже узнали эти плоды, которые принесли с собой проповедники общества «всеобщего процветания». Главное, – отвергая эти горькие и ядовитые плоды, нам самим следует сохранить плод Христовой Любви, не оказаться бесплодными смоковницами, не способными утолить ничей духовный голод. И да будет с нами Дух Господней Любви, просвещающий и вразумляющий нас, подвигающий нас к мирной и радостной жизни во Христе! Ибо, как сказал преподобный Силуан Афонский, чьими проникновенными словами хотелось бы завершить это выступление: «Чем полнее любовь, тем полнее познание; Чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; Чем совершеннее любовь, тем святее жизнь!».

Аминь.