Как гаджеты влияют на мозг наших детей?

23 июля 2018 года

Сейчас, когда мобильный телефон есть почти в каждой семье, каждый родитель сталкивается с вопросом, как новые технологии влияют на его детей. Журналист Дейв Мошер, отец полуторалетней дочери, обратился за ответом к экспертам. Автора беспокоит, что время, проведенное у экрана, негативно повлияет на развитие дочки. Ведь все мы знаем, что многие родители Кремниевой долины ограничивают своих детей в пользовании гаджетами. Даже Стив Джобс и Билл Гейтс.

Не слишком ли рано мы даем детям телефон? Сколько облучения допустимо? Как отличить хороший контент от плохого? Нужны ли книги, «Лего» и другие активности из реального мира для развития ее мозга? Или это пустая трата времени, ведь планета с невероятной скоростью наводняется сенсорными экранами и интерактивным контентом?

Темная правда о «цифровой зависимости»

Если вы беспокоитесь, что ваши дети слишком много сидят за телевизором, со смартфонами, планшетами и другими устройствами, вы не одиноки. В США по опросам около половины подростков подтвердили, что «чувствуют зависимость» от своих телефонов, и 59% родителей сказали, что считают своих детей зависимыми.

Но понимание слова «зависимость» в обществе отличается от его интерпретации среди ученых и врачей.

И «цифровая зависимость» по-прежнему остается спорным понятием, хотя недавно Всемирная организация здравоохранения включила «игровые расстройства» в свой кодекс болезней.

Некоторые психологи же заявляют, что, согласно некоторым исследованиям, увлечение смартфонами и видеоиграми – лишь один из сигналов о более крупных проблемах с психическим здоровьем. Другими словами, человек уже имел депрессию, синдром дефицита внимания или что-то похожее, и только потом начал испытывать проблемы с игровой зависимостью. И неясно, виноваты ли собственно новые технологии или они становятся просто способом уйти от реальности.

Но все сказанное не отменяет потенциального вреда цифровых технологий, особенно для маленьких детей, считает Димитрий Кристакис, педиатр детской больницы Сиэтла.

«Мы много говорим о цифровой зависимости у детей старшего возраста и у взрослых, но, я думаю, она начинает формироваться уже в младенчестве», – считает Кристакис.

Время, проведенное у экрана, и развитие мозга у детей

Педиатр беспокоится не зря – от младенчества до дошкольного возраста дети буквально одержимы изучением причинно-следственных связей, и эта исследовательская фаза совпадает с периодом развития мозга.

Мозг весит примерно 333 грамма при рождении, а к двум годам – уже примерно 1000 граммов. Это 300-процентное увеличение массы. Для сравнения,  мозг вырастет всего лишь на 300 граммов за последующие 18-20 лет.

С рождения до 3 лет связи между нейронами в мозгу увеличатся в шесть раз. И постоянное взаимодействие с миром (в том числе электронным миром) – то, что формирует эти связи. Правда в том, что мы до сих пор не знаем, какова степень воздействия смартфонов и других сенсорных устройств на развитие.

Одна из проблем, затрудняющих исследование, – невозможность исследовать мозг детей с помощью МРТ, так как дети или боятся аппарата, или не могут лежать совершенно неподвижно внутри него.

Но уже сейчас существует множество доказательств, что экран, работающий рядом с ребенком в фоновом режиме (например, включенный телевизор), снижает качество игры, чтения и общения с детьми. А также ухудшает или задерживает развитие речевых навыков.

Какое «рано» – еще слишком рано

Родители считают, что дети до 2 лет вообще не должны пользоваться смартфонами и планшетами. На самом деле последняя и часто цитируемая рекомендация Американской академии педиатрии касается возраста до 18 месяцев.

Однако новые исследования показывают, что все не так-то просто с возрастными ограничениями.

Недавно 25 семей добровольно позволили записывать для исследования короткие сеансы видеочата их детей с бабушками и дедушками на FaceTime, Skype и Google Hangouts. Детям было от 6 до 24 месяцев, но исследователи отметили, что дети «на удивление успешно» фокусировали внимание на другого человека (в данном случае, на бабушек и дедушек на экранах). В психологии это называется «совместное внимание».

Совместное внимание – основа для изучения языка, абстрактного мышления и множества других способностей, включая способ наладить эмоциональные отношения с дальними родственниками.

Тот же эксперимент с видеочатом для детей от 12 до 25 месяцев показал, что интерактивные уроки намного полезнее для детей, чем просмотр предварительно записанного видео того же урока.

Слишком много – это сколько

Еще одна распространенная рекомендация – ограничение времени у экрана для детей до двух часов в день.

Новейшие рекомендации Американской академии педиатрии – фактически вдвое сократить это время до «не более часа в день» для детей в возрасте от 2 до 5 лет.

В руководстве также рекомендуется отключать телефоны и другие устройства во время еды и по крайней мере за час до сна, так как иначе качество сна снижается. Отчасти дело в воздействии синего света на циркадные ритмы организма. (Взрослые, обратите внимание: эти рекомендации относятся и к вам.)

Но основное обоснование ограничения времени у экрана основано на исследованиях о влиянии сидения у телевизора: чем больше дети сидят у телевизора, тем выше риск ожирения, а также задержек языкового, когнитивного и социально-эмоционального развития. В то время как в отличие от смартфонов телевизоры не интерактивны и не портативны.

«Положительное влияние образовательных программ на маленьких детей весьма преувеличено, – считает педитр. – Если дети будут постоянно смотреть образовательные программы по iPad или по телевизору, они будут лишены множества вещей, которые действительно важны для познавательного, эмоционального и социального развития маленьких детей. Дети не могут постоянно учиться. Это сведет и их, и родителей с ума. Иногда нужно сделать перерыв».

Другими словами, двухчасовое ограничение на пользование телефонами и планшетами не может быть признано железным правилом. Каждый родитель принимает решение, наблюдая за собственным ребенком.  Ведь некоторые дети вообще вне опасности и могут пользоваться устройствами в течение длительного времени. Родители должны доверять своей интуиции и время от времени можно нарушать правила. Чтобы не было трагедий и истерик, нужно быть гибкими. 

Возможные преимущества экранного времени

Думая о рисках, легко упустить положительные стороны пользования смартфонами и планшетами.

Когда дети прикасаются к сенсорному экрану, они ожидают определенный результат. И это дает не только забавный опыт, но и «большие преимущества» для изучения информации, которые не могут предоставить статические устройства – книги, телевидение и игрушки.

Смартфоны – весьма полезная штука при вдумчивом использовании. Можно создавать огромные электронные библиотеки, например.

Исследователи считают, что польза экранного времени для детей напрямую зависит от участия взрослого, особенно в развивающих программах. Взрослый должен помочь ребенку «перевести» увиденное на экране в реальный мир.

Чем младше ребенок, тем меньше его мозг способен воспринимать абстрактные идеи. Так что участие взрослого очень полезно: «Видишь кошку на экране? Она похожа на нашу».

Эксперты считают, что можно весьма весело и полезно провести время со смартфоном или планшетом. Особенно если родители и дети будут проводить его вместе.

Подумайте, что важно для вашего ребенка, как он связывает реальный и цифровой мир? И подумайте, как бы вы могли помочь ему перемещаться между этими двумя мирами. Так же, как и в любой другой игре, прежде всего, обращайте внимание на то, чем ребенок интересуется и на чем он заостряет внимание.

Дейв Мошер

Перевод Марии Строгановой

по материалам сайта "Православие и мир"

на главную страницу