В Омске прошла конференция «Православие в Омском Прииртышье: история и современность»

12 марта 2016 года

10  марта 2016 года в городе Омске  по благословению главы Омской Митрополии митрополита Омского и Таврического Владимира состоялась межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 300-летию основания города Омска «Православие в Омском Прииртышье: история и современность».

В работе конференции приняли участие более двухсот человек, среди которых священноначалие епархий Омской митрополии, сотрудники синодальных отделов и преподаватели духовного училища Омской митрополии, представители научного и педагогического сообществ, органов власти разных уровней, общественных организаций и учреждений культуры города Омска и Омской области.

Главная цель конференции - объединение усилий государственных, церковных и общественных организаций в изучении истории становления Православной Церкви в Омском Прииртышье, подвижнической деятельности выдающихся государственных мужей и церковных иерархов.

В рамках работы пленарного заседания конференции был заслушан ряд докладов.

Митрополит Омский и Таврический Владимир в приветственном слове сказал, что основание омской крепости в 1716 году и дальнейшее образование города Омска стало одним из важных этапов распространения православия в Сибири, владыка особо отметил роль казачества в этом процессе. Так же митрополит Владимир призвал научную общественность и священнослужителей уделить большее внимание изучению истории развития православия на территории Омского Прииртышья, и выразил надежду, что нынешняя конференция станет началом создания летописи развития православия в Омске.

От имени администрации Омской области участников конференции поприветствовал начальник управления по взаимодействию с институтами гражданского общества Самошест Максим Игоревич.

Жук Александр Владиленович, кандидат исторических наук, доцент кафедры теологии и мировых культур ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» в своем докладе рассказал о развитии православия на Омской земле до основания Омска. Александр Владиленович отметил, что проникновение русских на территорию Западной Сибири северным морским путем начало разворачиваться, как минимум, в начале XIвека, о чем свидетельствует ряд археологических памятников. В XIII-XIVвеках расселение русских в Сибири было приостановлено, но в XVвеке освоение Сибири продолжилось, и потомки первых русских православных поселенцев сыграли в этом процессе большую роль.

Лосунов Александр Матвеевич, историк – краевед, преподаватель НОУ СПО «Сибирский казачий юридический колледж» в своем докладе «Страницы жизни Православного Омска XVIII -XIX веков» рассказал об истории строительства православных храмов в Омске: первом храме нашего города – деревянной церкви, освященной в честь Сергия Радонежского, первом каменном здании Омска - Воскресенском соборе, Ильинской церкви, Успенском кафедральном соборе и других.

Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий в своем выступлении рассказал о героической истории города Тара, отметив, что в 1598 году победой отряда тарского воеводы Андрея Воейкова над ханом Кучумом завершилось великое деяние начатое князем Дмитрием Донским на Куликовом поле. Так же владыка рассказал об истории строительства храмов в городе Тара и о деятельности тарских купцов, их вкладе в строительство церковных и общественных зданий города.

Сизов Сергей Григорьевич, профессор кафедры «Общая экономика и право», доктор исторических наук, доцент ФГБОУ ВО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)» выступил с докладом «Крестные ходы в Омске в 1918- 1919 годах как способ выражения гражданской позиции церкви в условиях российской смуты».

Сушко Алексей Владимирович, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры «Отечественная история» ФГБОУ ВО «Омский технический государственный университет» в своем выступлении рассказал о судьбе священника Василия Феофановича Инфатьева. Отец Василий был законоучителем в Омском среднем сельскохозяйственном училище. Во время гражданской войны служил полковым священником в армии Колчака, после прихода большевиков, вел активную деятельность против обновленцев, был неоднократно арестован органами ВЧК. В январе 1930 года был арестован за «антисоветскую деятельность», расстрелян в марте того же года. В своем выступлении Алексей Владимирович выразил сожаление, о незаслуженно малом внимании со стороны общественности к личности отца Василия Инфантьева и попросил рассмотреть вопрос о причислении его к лику святых.

Протоиерей Димитрий Олихов, кандидат богословия, кандидат исторических наук, ректор Омского епархиального духовного училища в своем выступлении рассказал о деятельности архиепископа Ермогена (Голубева) на Омской кафедре  в 1962-1963 годах.

Иерей Вячеслав Суховецкий, настоятель храма пророка Илии села Красноярка выступил с докладом «Архиепископ Кассиан Новосибирский и Барнаульский, временно Управляющий Омской епархией.»

Игумен Зосима (Балин), наместник Свято-Никольского мужского монастыря рассказал об истории возрождения Омского монашества.

Крамор Геннадий Андреевич, историк – краевед, методист по научно-просветительской деятельности Культурного центра П.П.Ершова города Ишима Тюменской области в своем выступлении рассказал о судьбе списка Абалакской иконы из Успенского кафедрального собора. В поисках оригинала иконы, Геннадий Андреевич рассмотрел версию о том, что на сегодняшний день он находится в Австралии в городе Кабраматте. Но проведя своего рода историческое расследование, историк выяснил, что в Кабраматте находится не оригинал, а список иконы, который хранился в Успенском кафедральном соборе Омска и был вывезен осенью 1919 года сотрудниками детского приюта «Очаг», покинувшего Омск вместе с отступавшей армией Колчака. Сначала икона вместе с приютом оказалась в Шанхае. В 1949 году «Очаг» переехал в Австралию. Таким образом омский список Абалакской иконы оказался в австралийском Кабраматте и является одной их главных православных святынь Русской Австралии.

Рассматривая поэтапно богатую историю Омского Прииртышья, участники отметили необходимость дальнейшего изучения всех исторических фактов, связанных со становлением Православия. Многие вопросы становления Православия на сибирской земле требуют дальнейшего, более комплексного исследования. Например, недостаточно изученным является период репрессий 20-х–40-х годов, до сих пор не известны подробности жизни осужденных и мученически погибших священнослужителей Русской Православной Церкви в те годы.

Во второй половине того же дня состоялась работа секции «Церковно – общественные отношения в Омском Прииртышье:  история, проблемы и перспективы».

Резолюция конференции

Фотоальбом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На главную страницу