Сохраняем традиции

03 февраля 2024 года

31 января 2024 года в рамках постоянно действующего семинара отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии для участников регионального конкурса дошкольников "Хранители традиций" прошел обучающий практикоориентированный семинар "Народные игры".

Обучение пригласили провести сотрудников отдела по делам молодежи Омской епархии,   известный не только в Омской области, но и за ее пределами фольклорныйколлектив "Сретение". Педагоги не только узнали о роли ипользе  народных игр в жизни ребёнка, в непринуждённой, душевной обстановке получилось затронуть важные аспекты воспитания девочек и мальчиков. Участники семинара – педагоги и сами с удовольствием поиграли!

Понятие "игры" в народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности. "Игрой" называли такие, казалось бы, разные и далекие друг от друга явления, как пляски, танцы, хождение под песни, шалости, забавы, подвижные игры, собрание молодежи для веселья, гулянье и вообще веселье и даже интимные отношения. Отличительной чертой, вернее, способом существования народных игр в прошлом было их проникновение во все сферы жизни - и в ритуально-обрядовую, и в повседневную.

Игру сопутствовали человеку с рождения до старости, в каждом возрасте имея свои особенности и выполняя определенные функции. Так, для детей наиболее важными можно признать задачи физического и психического развития, для молодежи - знакомства и сближения потенциальных брачных пар, для взрослых - проведения досуга, для стариков - общения и преодоления усиливающегося в их возрасте одиночества.

Из детского быта уходят сложные командные игры с правилами, которые являются незаменимой школой общения и воспитания нравственности.

Из детских игр практически полностью исчезли традиционная терминология, символика, игровые предметы, способы разметки игрового поля и разделения на команды, установление иерархии ролей и приемов и проч. Именно эти элементы и составляют ядро любой традиционной игры и делают ее фактом народной культуры. Лишение современных детских игр этих важных признаков свидетельствует об отсутствии культурной преемственности и разрыве традиции.

Проект «Хранители традиций» помогает  педагогам и родителям воссоздавать и сохранять традиционные приемы игры, познакомиться с народными песнями. Как оказалось, мало кто из педагогов смог сразу вспомнить и назвать народную песню, а уж тем более спеть ее. А на Руси народ всегда пел. «Душа русского народа вся отражена в песне, как в зеркале. В ней он изливал и грусть безысходную, и радость, и веселье», — считал Митрофан Пятницкий, основатель знаменитого на весь мир хора, исполнитель и собиратель фольклора.

Этномузыковеды считают, что фольклор – это выражение народных знаний и представлений о мире и человеке. Чтобы понять русскую народную музыку, нужно представить себе уклад жизни того времени, когда она зародилась. Крестьяне все время проводили за работой – то в поле, то по дому: сенокос, заготовка дров, сбор грибов и ягод, стирка, готовка, прядение, вязание, вышивание…

Вот и на семинаре  педагоги и поиграли, и попели, и нахохотались! С пользой прошел семинар. Все участники отметили, что обязательно научат детей и их родителей народным играм.

Светлана Баранцева

на главную страницу