Надёжные помощники школьным учителям в воспитании духовных и нравственных граждан нашего Отечества

06 марта 2024 года

05 марта 2024 года гимназия № 146 приняла в своих стенах руководителей школ Центрального административного округагорода Омскаи представителей духовенства Успенского благочиния Омской епархии.

В ходе круглого стола «Воспитание детей в современной школе в аспекте духовно-нравственных ценностей» были обсуждены перспективы преподавания модуля «Основы православной культуры» предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и сотрудничества учителей со священнослужителями.

Открыл и благословил работу круглого стола митрополит Омский и Таврический Дионисий. Владыка назвал себя коллегой участников встречи, потому что сам является выпускником Рязанского государственного педагогического университета по специальности «учитель истории и английского языка». Основной разговор шёл вокруг выбора в школах модуля «Основы православной культуры» в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В Омской области выбор данного модуля составляет всего 9%.

Митрополит начал разговор с пояснения двух мифов, существующих в среде преподавателей и родителей общеобразовательных школ. Первый, пояснил он, это миф о том, что все священнослужители фанатики и с ними опасно иметь дело. И второй, что модуль «Основы православной культуры» и «Закон Божий», это одно и то же.

Митрополит Омский и Таврический Дионисий, подчеркнул, что «Основы православной культуры» — культурологический предмет, который не ставит задачу научить молитве, сделать человека верующим. Это предмет о нравственных ценностях, необходимых ребёнку при  подготовке к правильной жизни в будущем. Человек, с детства знакомый с православными нравственными ценностями, всегда  будет комфортно чувствовать себя в культурной среде России, понимать поступки своих великих предков, защищавших  православную веру и своё отечество, ценить достояние своей культуры, уважать свой народ.  Человек, не равнодушный к отечественной культуре не захочет покинуть свою страну, переехать жить туда, где нет духовных традиций православной культуры. Это будет настоящий патриот! Например, однажды ребенок попадет в Ростов Великий. Там на каждом углу великолепные старинные храмы. Такие слои истории, что можно вокруг одного храма обойти и сразу вспомнить всю тысячелетнюю историю России. Ребенку будет, может быть, трудно сразу воспринять во всей глубине эту невероятную красоту, где в озере отражаются сказочные башни и стены храма Ростовского кремля. Но основы православной культуры — это ключ к тому, чтобы чувствовать себя естественно в пространстве своей национальной культуры.

Далее с  приветственным словом перед участниками круглого стола  выступила Жукова Лариса Николаевна,  первый заместитель директора департамента образования Администрации города Омска. Лариса Николаевна  отметила, что на протяжении многих лет Омская епархия является очень серьёзным социальным партнёром и помощником системы образования в деле воспитания духовно-нравственного здоровья наших детей.

О примере подобного сотрудничества рассказала директор БОУ «Гимназия № 146» города Омска Татьяна Николаевна Матвеева.  В своём выступлении, она отметила, что в гимназии совместно с духовенством православной епархии традиционно проводят мероприятия патриотической, духовно-нравственной и краеведческой направленности.

Ирина Эдуардовна Литвякова, учитель модуля «Основы православной культуры» гимназии № 146, рассказала о роли этого модуля в духовно-нравственном воспитании учащихся. Она отметила, что в основе предмета «Основы Православной культуры» лежит культурологический подход. Поэтому на собраниях по выбору модуля нужно обязательно это говорить. По культуре можно идентифицировать человека. Для каждой страны характерна своя культура. Например, индийская культура сложилась под воздействием буддизма, а арабская под воздействием ислама. Русская культура сложилась под воздействием Православия. Вся наша классическая музыка, живопись, литература передает ценности православной культуры. Творчество Глинки, Мусоргского, Бородина, Рахманинова, Чайковского, Васнецова, Нестерова, Глазунова, Лермонтова, Пушкина, Достоевского, Гоголя сложилось на основе именно Православной культуры. Соответственно, если мы ее не знаем, забыли, то нашим детям и творения этих талантливых людей будут не понятны, соответственно и не интересны. Сейчас очень большой процент детей, которые не читают литературу школьную, она им не интересна и не понятна, а чтобы подготовиться к сочинению и сократить время, они читают критические статьи на эти произведения. Им нужно, что бы критик «перевел» для них смыслы произведения,  сделал их «усвояемыми». Ведь как им понять Достоевского, если они не знают Евангелие. А Достоевский – Евангелист! Причем никакая светская этика  не даст им такого понимания русского искусства и литературы, как Православная культура. Как же отзовутся в душе у ребенка стихи Есенина: «Гой! Ты Русь моя родная»!, если они не знают, не понимают Православие? Дети, изучающие модуль Основы Православной культуры и историю будут лучше понимать, так как история Руси – это история христианства!

Руководитель отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии протоиерей Димитрий Олихов, в своём выступлении обозначил некоторые проблемные стороны, связанные с выбором модуля «Основы Православной культуры». Это  вопросы, связанные с финансированием ОРКСЭ, с пресловутым дефицитом «часов».

Это трудности, при наличии в классе небольшого числа, выбравших модуль «Основы православной культуры». Если, например, в классе всего два-три таких ребенка, а в школе — десять-пятнадцать, то проще их записать на «Основы светской этики» или «Основы мировых религий», чем заниматься проблемой разделения школьников на подгруппы, поисками учителя по этим модулям, места для проведения занятий, составлением расписания и так далее.

В дальнейшем диалоге участников круглого стола, директора школ отметили, что в преподавании дисциплины есть проблемы, ведь в каждой школе встает вопрос: кто будет преподавать учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»? С одной стороны, эту дисциплину должен преподавать культуролог, но таких учителей в школах нет. Приходится ее преподавать филологам и историкам, учителям начальных классов. С другой стороны, интересен и вопрос, касающийся личного мировоззрения учителя. Как быть, если родители проголосовали за изучение основ православия, а педагог не является православным?

Владыка Дионисий на это ответил так: «Преподавать православную культуру намного легче, чем светскую этику. Многие думают, что преподавать ОПК может только святой человек, но это не так, учителем ОПК может быть любой, имеющий уважение к православной культуре.  Учитель лишь указывает путь ребенку, говоря о добродетели, милосердии, вере. Сейчас в помощь учителю создана образовательная платформа «Клевер Лаборатория», по Патриаршему благословению  разработанная Синодальным отделом религиозного образования и катехизации  для преподавателей основ православной культуры».

Директор школы БОУ города Омска «СОШ № 14» Владимир Васильевич  Баранов предложил на базе Омского педагогического  университета готовить учителей предметной области «ОРКСЭ».

Митрополит Дионисий создал очень теплую, доверительную, дружескую атмосферу на встрече с директорами школ ЦАО. Он также рассказал на примере своей семьи, о том, как важно в детском возрасте прикоснуться к традиционной культуре, о том, как в советское время он получил уроки православной нравственности от своего дяди, которые определили его дальнейший жизненный путь.

В заключение, Владыка Дионисий ещё раз подчеркнул, что уроки «Основы православной культуры», это не уроки Закона Божия, и бояться воцерковления детей на уроках модуля «Основы православной культуры», нет никаких оснований. И священники, это не опасные фанатики, а надёжные  помощники школьным учителям в воспитании духовных и нравственных граждан нашего Отечества. Ведь, по словам Президента России, напомнил митрополит Дионисий, самыми значимыми для существования нашего государства людьми  названы учителя, воины и священники.

Фотоальбом  

Тамара Викторовна Похитайло

на главную страницу