«Код да Винчи» вместо классики?

26 июня 2012 года

Новый образовательный стандарт для старшеклассников, вызвавший волну критики в обществе, вступает в законную силу. На прошлой неделе в «Российской газете» был опубликован приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». Действовать документ начнет уже со 2 июля.

Реформированная школьная программа выглядит теперь так: ученик в обязательном порядке изучает 6 предметов – русский язык, литература, математика, иностранный язык, физкультура, ОБЖ и «Россия в мире». Дополнительно он может выбрать еще 4 предмета из следующих тематических блоков: «Филология и иностранный язык» (русский язык и литература, русская словесность, родной язык и литература, иностранный язык), «Общественные науки» («Россия в мире», история, обществознание, география, экономика, право), «Математика и информатика» (математика и информатика, математика, информатика), «Естественные науки» (естествознание, физика, химия, биология, экология). Итого получается всего 10 обязательных предметов.

Каждый предмет в теории предлагается на трех уровнях: базовом, интегрированном и профильном. На практике все выглядит иначе: программы некоторых дисциплин разработаны только на одном или двух уровнях. Опять же, в теории, ученик может к обязательному базовому курсу математики или русского добавить в расписание тот же предмет на профильном уровне и заниматься им углубленно, тем самым сокращая общее количество изучаемых дисциплин.

Помимо этого предполагается некоторое количество дополнительных курсов – от астрономии до дизайна. Также школа может предложить один индивидуальный курс: вышивание крестиком, фехтование, танцы – что угодно, что, на взгляд учреждения, способствует развитию ребенка.
Также планируется введение третьего обязательного ЕГЭ по иностранному языку (помимо математики и русского языка).
Единой программы по предложенным курсам пока не существует, нет учебников, нет даже конкретных требований к их содержанию. «Непонятно по каким критериям их нужно будет проверять и утверждать. Содержания нет, поэтому автор учебника как хочет, так и пишет. К примеру, если в учебнике литературы будет «Гарри Поттер» и «Код да Винчи», но при этом не будет грамматических и фактических ошибок, то формально этот учебник пройдет экспертизу. Мы пытались писать фундаментальное ядро к этому стандарту, но его отвергли», — говорит ученый секретарь Комиссии по анализу и экспертизе учебной литературы РАН Сергей Сидоренко.
Также не совсем понятен выбор обязательного комплекса предметов, и смысл, скрывающийся за понятиями «базовый», «интегрированный» и «профильный». Что будет считаться базой, например, по литературе? Частушки? Или необходимый минимум классиков? Или по разнарядке: базовый уровень – 5 стихотворений Пушкина, интегрированный – 2, профильный – 8 стихотворений и «Капитанская дочка»? Кто-то займется таким подсчетом? А экзамен-то единый для всех. Да что там экзамен! Если 14-летнему оболтусу «не интересна» литература, то учить ее его никто не заставит. На наших глазах умирает воспитательная система и рождается система потакания лени. С юного возраста человек научится одному: если не хочешь – то и не надо.
История России в обязательный набор не входит, зато появляется таинственный предмет «Россия в мире», пока неизвестно что подразумевающий и для чего необходимый. «Зевать» на истории теперь официально не обязательно – на нее можно просто не ходить. А ведь базовые гуманитарные ценности, способствующие интеграции человека в общество, прививающие сопричастность своему народу, ценности, которые ребенок открывает для себя в процессе изучения родной истории и литературы, не заменить ничем. Складывается впечатление, что новый стандарт нацелен в первую очередь на взращивание ленивых самоуверенных индивидуалистов, «родства не помнящих».
Кто будет учить по новому стандарту – тоже непонятно. Переподготовка кадров займет немало времени, подготовка новых специалистов – и того больше. Учитывая, что пока даже никто не начал работать над содержательной стороной программы, времени остается катастрофически мало.
Поспешность принятия подобных реформ, «бессмысленных и беспощадных», огорчает. Ведь школа – институт консервативный, требующий бережного отношения. Эксперименты над душой и сознанием детей недопустимы. Любое нововведение в организации процесса обучения требует тщательнейшего осмысления и взвешивания: ведь на кону – не больше не меньше – судьбы наших детей и будущее нашей страны.
В экспериментальном порядке новый образовательный стандарт запускается уже осенью 2013-го года, в обязательном – с 2020-го.
По материалам сайта http://www.nravstvennost.info

 

 

 

 

 

 

 

На главную страницу