«Взаимодействие государства и Церкви в образовании и духовно-нравственном воспитании детей и молодежи»

5 июля 2012 года

4 июля 2012 года на заседании Совета при Президенте по взаимодействию с религиозными объединениями Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом «Взаимодействие государства и Церкви в образовании и духовно-нравственном воспитании детей и молодежи».

«Развитие православного образования в нашей стране сегодня зависит от решения трех главных вопросов.
Первый вопрос — это расширение преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательной школе.
В процессе апробации в 2009-2011 годах учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) накоплен опыт взаимодействия религиозных конфессий, федеральных и региональных органов управления образованием. При подготовке к повсеместному преподаванию ОРКСЭ с начала 2012/2013 учебного года государство выступило инициатором создания системы школьного воспитания с привлечением к этому процессу семьи и Церкви. Пожалуй, это одна из наиболее важных и обсуждаемых инноваций последних лет, перспективы которой, непосредственно зависят от взаимопонимания и слаженности действий всех участников проекта.
Дальнейшее развитие этого процесса Церковью видится в поэтапном переходе к преподаванию религиозных культур и этики, начиная с первого класса школы и до последнего, используя в качестве отправной точки Поручение Президента России от 8 августа 2009 года, – о введении преподавания в школах новых предметов по выбору: «Основ православной культуры», «Основ исламской культуры», «Основ иудейской культуры» и других.
Опорой такой стратегии служит как полученный в апробации опыт, так и изначальная схема преподавания традиционных религиозных культур и светской этики в школе, одобренная Министерством образования и Русской Православной Церковью.
Расширение преподавания религиозных культур и этики по выбору семьи школьника по всем ступеням обучения может проводиться в два этапа. Для этого на первом этапе организуется разработка материалов по предметной области духовно-нравственного содержания, которую можно условно назвать «Религия и этика» для начальной школы на 135 учебных часов в 1-4 классах по 5-ти учебным предметам. Это 4 традиционные религиозные культуры и этика. Готовятся примерные программы, комплекты учебников, программы подготовки учителей. Было бы целесообразно использовать систему конкурса, по итогам которого отобрать 2-3 лучших комплекта учебников для начальной школы по каждому предмету. Преподавание в начальной школе религиоведения (модуль «Основы мировых религиозных культур» в ОРКСЭ) — педагогически нецелесообразно, так как при одновременном сравнительном изучении всего многообразия религиозных традиций обесценивается родная культура, в детях воспитывается дух релятивизма.
На втором этапе с участием конфессий готовятся примерные программы, учебники и учителя, в том числе со специализацией по каждому из предметов по религиозной культуре для основной и старшей ступеней школы примерно на 210 учебных часов для 6-11 классов. Вносятся соответствующие изменения в образовательные стандарты. Предметная область ОРКСЭ сохраняется в 5 классе и становится переходной между начальной и основной ступенями общего образования.
Такая стратегия отвечает требованиям педагогической целесообразности и обеспечивает качественный уровень преподавания «Религии и этики» в школе. Об этом говорил в своем выступлении В. В. Путин на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами других традиционных религиозных общин России 8 февраля 2012 г. Цитата: «Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, и поэтому преподавать подобные дисциплины, конечно, должны хорошо подготовленные люди — это либо теологи, либо священники. И в этой связи здесь тоже необходима будет помощь государства».
Расширение преподавания выборочно по отдельным годам обучения, например, в 4, 7 и 10 классах, возможно как вариант, но было бы чрезвычайно затруднительно для системы образования и создало бы препятствия для использования имеющегося положительного опыта изучения религиозных культур в вариативной части школьной программы, что, вероятно, привело бы к необходимости отказа от данной практики.
Еще в 2006 году Общественная палата Российской Федерации рекомендовала Министерству образования, цитирую: «Выйти с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религий в государственной и муниципальной системе образования на мировоззренческой основе с участием религиозных организаций». Сейчас в рамках подготовки нового закона «Об образовании в Российской Федерации» в проект внесена статья, посвященная этому вопросу.
В целом статья уже дает основы правовых гарантий религиозного образования и духовно-нравственного воспитания в светской школе по выбору семьи школьника, но нуждается в доработке по ряду позиций. В частности, относительно закрепления института конфессиональной экспертизы учебников и пособий по религиозным культурам. Такая экспертиза позволила бы заложить надежную правовую основу нашего взаимодействия на всех дальнейших этапах расширения преподавания православной культуры, других традиционных религиозных культур и этики по выбору в российской школе.
Еще один важный вопрос — обеспечение равных прав на образование для детей, учащихся в православных негосударственных школах, с учащимися школ муниципальных и государственных. Финансирование таких школ в части реализации ими федерального государственного образовательного стандарта, оплаты коммунальных услуг, питания детей, обеспечения образовательными материалами и т.д. – условия, без которых школа не может нормально работать, давать детям необходимые знания и воспитание, быть конкурентоспособной среди других общеобразовательных учреждений.
Как сказал в своем выступлении на XX юбилейных Рождественских чтениях Святейший Патриарх Кирилл: «Многие православные образовательные учреждения становятся в регионах своего рода центрами духовно-нравственного воспитания и образования. Они выполняют важное, в том числе и социальное служение, через приобщение к православной традиции детей-инвалидов, детей из многодетных семей, подростков, оставшихся без попечения родителей или принадлежащих к группам социального риска».
И, тем не менее, в настоящий момент положение православных школ вызывает крайнюю озабоченность, когда, фактически, выполняя государственный заказ в образовании, школы лишены государственной поддержки наравне с другими образовательными учреждениями.
И, наконец, третий вопрос — о теологическом образовании в высшей школе. По сути, это продолжение изучения православной культуры в системе профессионального образования. Выпускник теологического факультета получает полноценные религиозно-культурологические знания, а общество – квалифицированного специалиста в православном богословии, культуре, традиции, способного применять свои знания и навыки в профессиональной деятельности на благо согражданам в разных сферах жизни общества. Здесь надо отметить, что до сих пор так и не решен вопрос о признании ученых степеней по теологии, что является общепринятой мировой практикой. Такое признание будет способствовать полноценной интеграции теологии в российскую образовательную систему, а также позволит укрепить взаимодействие высшей и основной ступеней общего образования, обеспечить школу квалифицированными учителями по религиозным культурам.
Таким образом, фактически сегодня идет речь о возможности создания в России полноценной непрерывной системы православного религиозного образования от детского сада до вуза. Эта система может совершенствоваться, адаптируясь к требованиям времени, но при этом, всегда субстантивно дополняя государственную составляющую в области духовно-нравственного воспитания, в части сохранения национальной культурной и религиозной самобытности, делая более жизнеспособным и конкурентоспособным отечественное образование всех уровней. Спасибо за внимание».

По материалам сайта www.otdelro.ru

 

 

 

 

 

 

 

На главную страницу