Встреча воспитателей дошкольных учреждений с актерами в Омском ТЮЗе

3 апреля 2015 года

«Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру много добра»

Гоголь Н.В.

Знаете ли вы театр?  Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств.

Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.

31 марта в Омском областном театре юного зрителя прошел обучающий семинар для старших воспитателей, воспитателей и руководителей театральных коллективов «Театрализация в дошкольном образовательном учреждении. Секреты мастерства», с участием сотрудников театра. Художественный руководитель театра  Владимир Александрович Золотарь, лауреат премии «Театрал-2000» (г. Санкт-Петербург), обладатель Гран-при и диплома «За лучшую режиссуру» IV Международного театрального фестиваля спектаклей малых форм (Карелия, 2003) и Гран-при III Межрегионального театрального фестиваля «Сибирский транзит» (2003),  поделился своими планами с воспитателями и рассказал о новых постановках в Омском ТЮЗе.

А затем народный артист России Анатолий Ильич Звонов, всеми любимый и известный в городе артист, дал мастер-класс, поделившись секретами мастерства. Анатолий Ильич имеет также музыкальное образование; сыграл множество ролей в театре, работает на эстраде, преподает риторику, руководит курсами повышения квалификации руководителей драматических коллективов; лауреат премии «Росар», «С надеждой в XXI век», «За творческое долголетие»; играет на кларнете, фортепиано. Его заслуги можно еще долго перечислять, он патриот своего города и очень компетентный, разносторонний человек. А как он общался с педагогами! Будто сам всю жизнь проработал в детском саду воспитателем!

Театр воспитывает.  Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

- с художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- развитием коммуникативных качеств личности;

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Как связан театр с православием? Чем отличается православный спектакль от любого другого?  Современный православный театр – это разнородные профессиональные и самодеятельные театральные коллективы, поставившие перед собой сверхзадачу духовного осмысления жизни с позиций Православной Веры.

Православный театр может поставить спектакль в рамках светского понимания слова «духовность». Однако, его основная задача – свидетельствовать о естественном Божественном Откровении, раскрывая действие высших сил через видимый нами мир, нашу совесть, людские судьбы и историю человечества. При этом не надо бояться различия в восприятии изображенного события человеком верующим и атеистом. Мир живет в страстном борении сил Добра и Зла, которое и отражается в театре. Для православного театра важно при изображении низменных страстей показать их тщетность, высоких – их неизбежное торжество. Без показа сильных чувств, доводимых порой до страсти, ни один театр существовать не может.

Воспитатели, педагоги, занимаясь театрализацией  создают образ. Какой образ, как понимает ребенок характер играемого персонажа? Может ли он вжиться в этот образ? Что нужно для этого? Могут ли сами воспитатели мыслить не шаблонно, не по стереотипу, побуждая детей к действию? Эти и другие вопросы были рассмотрены на мастер-классе. Так, в известном стихотворении Агнии Барто Анатолий Ильич  предложил заменить две последние строчки на свои:
«Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший».

А это оказалось не таким уж простым делом! Вначале пришлось хорошо подумать. А в итоге родилось:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Лапу я ему пришью -
Потому, что я его люблю.

В чем разница двух четверостиший? А вот,  как раз в том, что в придуманном  предлагается собственное действие. «Лапу я ему пришью…». В первом варианте «не брошу, потому, что хороший…», а во втором побуждение помочь и сделать что-то. Вот такие тонкости в актерском мастерстве!

Много говорили на семинаре о воспитании души и о роли воспитателя. А потом участникам семинара был показан спектакль «Мой милый Плюшкин», признанный лучшим спектаклем  ТЮЗа 2014года.

Встречи с профессионалами всегда бывают полезны! А эта встреча оказалась еще и очищением души, так отметили воспитатели и педагоги. «Получили душевную благодать!», «Мы по-другому посмотрели на свои задачи», «Мы поняли, как тщательно нужно отбирать содержание, каждое слово в работе с детьми!», «Мы поняли, что нужно развивать чувства ребенка! Вспомнила слова А.С. Пушкина: «Чувства добрые я лирой пробуждал» и теперь более тщательно будем подходить и к отбору репертуара при постановке спектаклей, и к пластике, и к жестам, и к интонации».

Задача театра – показывать подлинную глубинную правду с помощью реальных картин человеческой жизни, узнаваемых живых человеческих характеров, способных вызвать у зрителей поток ассоциаций, разбудить эмоциональную память.  Где правда, там и Бог! Служение правде и есть для театра служение Богу.

Театр, в силу своей общедоступности, природной эмоциональной заразительности, способности проникать в глубины подсознания, может сыграть исключительную роль в деле наведения мостов между светской и православной культурами и налаживании диалога между людьми ради торжества божественной Истины. 

Баранцева Светлана Петровна, заведующий сектором работы с дошкольными образовательными организациями отдела религиозного образования и катехизации  Омской епархии

 

 

 

 

 

 

 

 

На главную страницу