Технические средства обучения

Рассмотрим основные из них. Наиболее частое применение в воскресных школах находят:

  1. Слайд-проекторы
  2. Проекторы для пленок (оверхед-проекторы)
  3. Аудиоаппаратура
  4. Видеоаппаратура
  5. Компьютеры.

Аудиовизуальный материал, излагаемый при помощи этого оборудования, можно разделить на две категории: "поддерживающий рассказчика" и "самостоятельный".

Материал, поддерживающий рассказчика, служит для улучшения восприятия информации педагога. Какое бы пособие ни использовалось - фланелеграф, альбомы, слайд-проектор и другие, - внимание, фокус аудитории всегда направлен на говорящего.

Самостоятельные материалы могут заменять учителя. Они включают в себя фильмы, видеокассеты, компьютерные программы и множество других средств изложения, содержащих полный объем материала и его презентацию. Преподавателю необязательно присутствовать при их демонстрации. Причем некоторые пособия позволяют детям быть не простыми наблюдателями, а активными участниками процесса - например обучающие компьютерные программы.

Применение аудиовизуального оборудования оказывает сильное воздействие на эмоциональный настрой класса, помогая быстрее добиться понимания у слушателей.

Наиболее эффектные мультимедиа-проекторы нами сейчас не рассматриваются по причине их дороговизны (от 2000$). Кратко скажем, что эти проекторы имеют возможности демонстрации на экране видео- и компьютерного изображения, звука, что значительно расширяет их возможности.

Слайд - проекторы

Диафильм - наглядное пособие, сочетающее в себе крупное изображение, определенную динамичность действия, их последовательность, т.к. все кадры диафильма связаны между собой сюжетом.

Слайд (диапозитив) - фотографическое позитивное изображение. Если в диафильме кадры связаны сюжетной линией, то в серии слайдов такая система расположения материала может отсутствовать. Поэтому используют обычно не всю серию, а лишь отдельные кадры.

К сожалению, сейчас практически не издаются новые серии диафильмов. Это приводит к тому, что в ближайшем будущем нам придется работать только с диапозитивами (слайдами). Преимущество слайдов состоит и в том, что вы можете изготовить их сами, при наличии простого фотоаппарата и позитивной пленки.

Диафильмы, а также слайды широко применяются для пересказа. Дети пересказывают знакомые истории по ходу последовательно сменяющихся кадров. Отдельные, наиболее интересные кадры, служат основой для составления ребятами описательных рассказов. В целях закрепления знаний проводится и рисование на темы, близкие к содержанию просмотренного.

Темп демонстрации определяется педагогом, который при необходимости может замедлить демонстрацию тех кадров, которые вызвали наибольший интерес или оказались трудными для восприятия и понимания.

Показ предваряется небольшой беседой-разговором, готовящим детей к восприятию содержания.

Если записать на аудиокассету определенные комментарии, звуки и музыку, то показ может произвести огромное впечатление.

Современные проекторы просты в обращении и позволяют проводить демонстрацию в слабозатемненном помещении или при затемнении одного, ближнего к экрану, окна. Некоторые модели слайд-проекторов оборудованы пультом дистанционного управления, благодаря которому вы можете свободно перемещаться по аудитории, меняя слайды не приближаясь к аппарату. Если же ваш аппарат имеет карусельный магазин для слайдов, то вы сможете несколько раз прокручивать определенный порядок слайдов. Также при необходимости вы сможете воспользоваться функцией "прямая выборка слайда", т.е. переходить от слайда к слайду по своему желанию, например от 5-го к 20-му, затем к 7-му и т.д.

Недостатком проекторов (кроме карусельных) является то, что преподаватель находится в некоторой зависимости от первоначальной последовательности расположения слайдов и потому не имеет возможности вносить существенные поправки в порядок изложения материала и вести живую, непринужденную беседу. Также большим минусом является и то, что дети все время сидят в темноте и с ними нет непосредственного контакта.

Оверхед - проекторы

Оверхед-проекторы предназначены для демонстрации изображения, нанесенного на прозрачную пленку. Изображение на прозрачную пленку может наноситься несколькими способами: при помощи специальных цветных фломастеров, распечатываться на лазерном или струйном принтере, а также с помощью ксерокса или копира.

Раскрыв тему, предложите ребятам нарисовать на пленках наиболее тронувшее их событие. В конце урока, собрав все пленки и соответственно расположив их устройте на основании показа их работ, краткий повтор материала. Лучшие работы вы можете сохранить и потом использовать в дальнейшей работе.

Данный проектор используется и для заучивания новых библейских стихов и песен.

Вы можете создавать многоуровневые прозрачки, чтобы не показывать сразу всю информацию, а добавлять новые и новые детали постепенно - накладывая пленки друг на друга.

Достоинства оверхед-проекторов:
 

  • возможность использования материалов в любой последовательности,
  • возможность показа части изображения,
  • возможность использовать и при дневном освещении.
     

 

 

Советы

 

  • Заранее проверьте все оборудование и материалы (например, маркеры, указки…);
  • Если вы поясняете материал стоя у экрана, то не поворачивайтесь спиной к аудитории. Старайтесь держать постоянный визуальный контакт с аудиторией;
  • Если вы предпочитаете проводить пояснения на самом проекторе, то не смотрите на проектор и не используйте в качестве указки палец;
  • Охарактеризуйте слайд перед тем, как показать его. Объясните в нескольких словах связь с предыдущим или задайте риторический вопрос, предвосхищающий следующую тему;
  • Показав слайд, сделайте паузу - дайте аудитории некоторое время для ознакомления со слайдом (например, пока вы идете к экрану);
  • Не перечитывайте демонстрируемый текст аудитории. Слушатели способны сделать это самостоятельно;
  • Не стойте "прикованным к проектору" - двигайтесь. Для того чтобы подчеркнуть что-либо, ответить на вопрос или начать общение, передвиньтесь в центр аудитории;
  • Выключайте проектор, чтобы привлечь к себе внимание, когда вы не объясняете что-либо на слайде;
  • Маскируйте часть слайда. Обычно аудитории не нравятся подобные действия, т.к. людям интересна именно спрятанная часть. Чтобы эффективно использовать эту технику, сначала покажите весь слайд целиком, а потом частично закрывайте его.
  • Используйте две отдельные папки для прозрачных пленок. Одну - для непоказанных пленок, другую - для использованных.

Аудиоаппаратура

Использование аудиоаппаратуры - это наиболее доступное из всех технических средств обучения. Музыкальные проигрыватели, радиоприемники, магнитофоны и проигрыватели CD-дисков получили широкое распространение. Основная проблема, возникающая перед педагогом при работе с ними, это приобретение не средств воспроизведения, а самих звуковых носителей. Грамзаписи с детскими материалами приобрести практически не удастся по причине прекращения их производства, православных детских радиопередач в достаточном количестве, к сожалению, нет, CD-диски дороги, поэтому в основном используются только магнитофонные записи.

Преподаватель должен заранее подготовить детей к восприятию содержания передачи. Педагог предварительно изучает предлагаемые музыкальные программы и постановки и, учитывая особенности детей своей группы и их интересы, определяет, какую из них можно использовать. Аудиопередачи требуют от детей большой сосредоточенности, внимания, умения абстрагировать. Поэтому не следует их организовывать часто и на продолжительное время.

Советы

Вы можете строить свой опрос при помощи некоторых звуковых загадок: "Как называется этот звон? К чему он призывает?", "Что это за песнопение?", "Кто из библейских героев мог сказать эти слова?" и т.д.

Не обязательно использовать записи только духовного содержания. Многое можно извлечь и из обычных детских песен. Например, от услышанной в песне фразы вы сможете оттолкнуться для начала разговора.

Не стесняйтесь, обыгрывайте с детьми детские песенки. Придумайте жесты на слова песни и немножко повеселитесь.

Видеоаппаратура

Наибольшую сложность испытывает преподаватель при организации просмотра видео- или мультипликационных фильмов детьми малого возраста. Предлагаем рекомендации из учебного пособия "Дошкольная педагогика" (под ред. В.И.Логиновой):

"Использование учебного экрана в образовательной работе с детьми помогает решению двух больших задач: расширению знаний детей и воспитанию умного, культурного зрителя, способного к глубокому восприятию фильма. Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под специальным воздействием педагога.

Благодаря широкому распространению телевидения, возможности просмотра детьми видеофильмов у детей рано формируется отношение к просмотру фильмов как к развлечению; познавательное их содержание воспринимается не полностью, а часто остается за пределами их сознания. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей - их увлекает яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость обучения детей умению воспринимать содержание диафильмов и видеофильмов.

В работе с дошкольниками используются два вида учебных фильмов: очерковые и сюжетные. Познавательное содержание очерковых фильмов воспринимается детьми легче - оно представлено более четко и непосредственно. Однако просмотр их не вызывает живого интереса у детей. Представления, формируемые у детей в результате восприятия очерковых фильмов, сухи, не окрашены эмоциями. Этот вид фильмов чаще используется в обучении старших дошкольников, когда познавательная задача может организовать восприятие фильма детьми. Сюжетные фильмы смотрятся детьми с интересом, однако освоение их познавательного содержания требует особого внимания воспитателя.

Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующих этапов:

  1. Предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживляется опыт, знания детей о том предмете, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед ними ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм.
  2. После просмотра фильма в беседе дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и педагогом. В этой беседе не следует требовать от детей воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание фильма, помогает им четче понять идеи, установить связи между ними.
  3. Через несколько дней проводится повторный показ фильма, перед которым обращается внимание детей на те стороны, которые оказались недостаточно восприняты или поняты.
  4. После повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ - выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.

В полной мере просмотр учебных фильмов используется как метод обучения в старших группах".

К сожалению, мы не имеем в достаточном наличии ярких детских православных телепередач, мультфильмов, видеофильмов. Поэтому в некоторых случаях приходится пользоваться продукцией нецерковных или инославных производителей. Следует внимательно отбирать используемый материал, особенно для просмотра мультипликационных фильмов.

Компьютеры

Развитие современных технологий, всеобщая компьютеризация жизни подводят нас к тому, чтобы все активнее использовать компьютер как средство обучения. Причем возможности современной техники позволяют применять компьютер не только как универсальное средство для представления информации в виде текста, статического изображения, музыки или фильма. С применением компьютера в качестве нового и динамично развивающегося средства обучения кардинально меняется и традиционная система форм и методов преподавания.

Так, при помощи компьютера вы можете создать для ребенка особый мир, где он сможет вместе со св. апостолом Павлом путешествовать в его миссионерских поездках, знакомясь с видом городов, традициями народов тех времен. Он сможет ознакомиться с устройством ветхозаветного храма, посмотреть обряды ветхозаветного Богослужения и затем проверить свои знания в забавной, игровой форме. Соединившись с сетью Интернет, он сможет узнать о жизни православных на Мадагаскаре или в Индонезии, познакомиться и побеседовать (м.б. даже при помощи интернет-видеотелефона) с православными ребятами из Аргентины и понять, насколько тесен и взаимосвязан наш удивительный мир. Он сможет получить свежую информацию о жизни Русской Православной Церкви в России и нашей епархии; разыскать и с удовольствием почитать книгу, которую уже долгое время тщетно пытался найти в церковных лавках, и многое другое.

В системе религиозного образования создается немалое количество программного обеспечения для поддержки учебного процесса. Это базы данных, традиционные информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида (включая графику и видео), компьютерные обучающие программы и т.д. Но, по причине обособленности приходов, эти программы имеют лишь локальное распространение. Призыв Святейшего Патриарха на Соборе 2000 года к созданию "единой системы внутрицерковного обмена информацией с использованием в ней современных коммуникационных технологий" из-за финансовых и других причин остался, к сожалению, не услышанным.

Без особых навыков и располагая небольшими средствами, педагог сегодня имеет возможность использовать компьютер следующим образом:

  • при помощи простейших программ составлять тестовые задания и проводить опрос учеников;
  • осуществлять выставки икон, картин, фотографий святых мест, показ фильмов на экране монитора;

при наличии принтера

  • организовать учениками выпуск газет, листовок и другой несложной полиграфической продукции;

при возможности подсоединения к сети Интернет

  • предоставлять ученикам сбор информации о новостях в религиозной сфере и при подготовке докладов, рефератов и т.п.;
  • организовать общение ребят с ровесниками из других городов, стран;
  • дать ученикам возможность попробовать себя на просветительском и миссионерском поприще посредством создания интернет-странички, общения через различные рассылки, форумы и чаты.

 

Назад